Классики мирового религиоведения

Оке Хульткрантц

Автор: Виктор Барашков

Оке Хульткрантц (Åke Hultkrantz, 1920–2006) – шведский историк и феноменолог религии, один из основателей «экологии религии».

Вехи жизни и творчества

Оке Хульткрантц родился в Швеции, в городе Кальмар, в 1920 году. В 1939 году поступил в университет Стокгольма изучать сравнительное религиоведение, этнологию и историю. Закончив университет в 1943 г., он получил докторскую степень по этнологии в 1946 году и докторскую степень по сравнительному религиоведению в 1953 году (за диссертацию на тему «Концепции души у североамериканских индейцев: исследование в области религиозной этнологии»). В 1958–1986 гг. являлся профессором и заведующим кафедрой сравнительного религиоведения в университете Стокгольма.

Как ученый О. Хульткрантц сформировался в 1940-е – 1950-е годы под влиянием многих известных религиоведов, в том числе Пауля Рэдина. Он являлся одним из крупнейших исследователей культуры и религии североамериканских индейцев. Многие годы он проводил среди них полевые исследования, особенно среди индейцев-шошонов (Wind River Shoshoni) (штаты Вайоминг и Айдахо), арапахо (северные равнины) и индейских племен Калифорнии. Он даже был усыновлен индейцем племени шошонов в 1948 г. Несколько сезонов он провел у саамов.

В 1986–2000 гг. являлся председателем шведского общества американистов. Являлся почетным членом Международного общества историков религии (IAHR). В 1981 и 1982 гг. был приглашен дать Гиффордские лекции в Абердинском университете. Являясь всемирно известным ученым, особенно значительное влияние он оказал на развитие этнологии и религиоведения в Швеции. Как отмечает коллега и ученик О. Хульткрантца Ульф Дробин, он «впервые привнес в историю религий в Швеции (где ранее доминировали исследования «высших культур» Ближнего Востока и Индии) «племенные» народы, освобожденные от ярлыка «примитивности», данного им классическим эволюционизмом». О. Хультрантц умер 3 октября 2006 года.

Огромен вклад, который внес Хульткрантц в американистику. Он являлся одновременно и полевым исследователем, и историком американистики, и ее методологом. В области истории американистики особенно следует отметить серию из 4 статей в журнале «История религий» (1960-е годы), где дается практически исчерпывающий анализ исследований американских индейцев в XIX – первой половине XX века.

Хульткрантц внес значительный вклад в развитие феноменологии религии, где его обычно относят к представителям «типологического подхода»; он обосновывал важность разработки такого раздела религиоведения, как «экология религии», и являлся одним из ведущих специалистов в области методологии религиоведения. Экология религии является сейчас одной из наиболее перспективных отраслей религиоведческого знания и активно развивается за рубежом, и отчасти начинает интересовать российских исследователей.

Приходится констатировать печальный факт, что, несмотря на всемирную известность О. Хульткратца, ни одна из его книг или статей до сих пор не переведена на русский язык. Вклад О. Хульткрантца в религиоведение отмечался в публикациях отечественных исследователей А.Н. Красникова, А.А. Белика. Нам известна одна рецензия на его работу. В энциклопедическом словаре «Религиоведение» в 2006 г. была впервые напечатана статья о нем.

Основные сочинения

На английском языке
© Авторы проекта. Разработка сайта: Станислав Панин. Сайт создан при поддержке гранта РГНФ №15-33-01342.