/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

павел_шафарик [2015/12/25 19:19]
stanislav_panin [Основные сочинения]
павел_шафарик [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Шафарик Павел Йозеф ====== 
  
-**Автор:​ Давид Дамте** 
- 
-Шафарик Павел Йозеф (Šafařík Pavel Josef, 1795 – 1861) – чешский историк,​ один из основоположников славяноведения. 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
-{{ :​safarik_1795.jpg?​200|}}Как и многие выдающиеся ученые-исследователи мифологических систем XIX века, Шафарик был блестящим знатоком языков,​ прежде всего славянских,​ но также и классических древних языков. Интерес к языкам,​ к их особенностям,​ к происхождению тех или иных имен, географических названий привел Шафарика к интересным параллелям. На основании скрупулезного текстологического анализа,​ привлекая,​ в том числе, многочисленные позднеантичные и средневековые источники на самых разных языках,​ Шафарик стремился показать древность и многочисленность славянских народов,​ осмыслить их происхождение. ​ 
- 
-Среди работ Шафарика особенно выделяются его «Славянские древности»,​ еще в 1847 году изданные на русском языке в переводе одного из учеников Шафарика – О.М. Бодянского. В этом объемном труде ученый обобщил все имеющиеся на тот момент данные о происхождении и древней истории славян,​ дал подробное описание народов,​ которые окружали древних славян,​ опираясь при этом как на огромное количество трудов своих современников и старших коллег,​ так и на извлечения из многочисленных трудов античных и средневековых историков,​ многие из которых ныне недоступны,​ тщательно сверяя их и вынося строго критическое суждение о достоверности каждого из таких свидетельств,​ не стесняясь при этом критиковать своих знаменитых современников (Гримма,​ Палацкого,​ Добровского и др.). С другой стороны,​ в этом труде Шафарик подводит итог многочисленным (в том числе собственным) исследованиям в области славянского языкознания,​ подводя читателя к более общим выводам о развитии культуры древних славян и их вкладе в мировое культурное наследие. Идеи Шафарика об индоевропейском происхождении славян,​ о древности и самобытности славянских народов в Европе,​ об их культурном развитии и влиянии сыграли также очень большую роль в укреплении зародившегося в XIX веке славянского движения,​ в становлении национального самосознания чехов. Этими же сквозными нитями труд Шафарика,​ переведенный на многие европейские языки, прочно связан с развитием славяноведения в России. К числу его непосредственных русских учеников принадлежали О.М. Бодянский,​ И.И. Срезневский,​ П.И. Прейс, В.И. Григорович – основоположники науки славяноведения в России,​ дело которых продолжили Н.П. Задерацкий,​ И.В. Ягич, В.И. Ламанский,​ Б.М. Ляпунов,​ Р.Ф. Брандт и многие другие. 
- 
-Шафарик как исследователь-эмпирик не склонен был к слишком широким обобщениям и скоропалительным гипотезам. В его сочинениях мы не найдем общих рассуждений о нравах и религии славян. Лишь некоторые указания он дает нам в этом отношении. В одном из мест "​Славянских древностей"​ Шафарик выступает против мнений о дикости славян и их воинственности. При этом он выдвигает основанное на данных источников (Геродот,​ Тацит, Йордан,​ Прокопий) мнение о трудолюбии и миролюбии славян,​ о простоте их первоначальных взглядов и обычаев. Здесь перед нами образец исследования,​ идущего от частного,​ в котором Шафарик был, без сомнений,​ силен, к общему. Историк пишет: «Построение домов привязывает людей к определенному месту, ограничивает их деятельность тесным кругом частной земли, где одним только ее возделыванием могут доставить и обеспечить себе все необходимое для жизни содержание. Непреодолимое влечение славян к земледелию — действие самой природы,​ естественное следствие их долговременного пребывания в самых подходящих для земледелия краях Европы,​ в вислянских и днепровских равнинах. В этой прародине виндов (= венедов. Древнейшее название славян. – //Прим. Д.Дамте//​) уже во времена Геродота процветали земледелие и торговля хлебом;​ в земле будинов (один из древних южных народов,​ подробно описанный Геродотом. – //Прим. Д. Дамте//​) находился большой деревянный город, который посещали и, в основном,​ населяли греческие купцы. Именно с такой склонностью и способностью к земледелию славянские народы выступили в конце этого периода из своих первоначальных земель,​ и если некоторые из них, во время своего странствования,​ прибегали к оружию,​ то  единственно с целью овладеть полупустынной землей и, заняв ее, превратить дикие поля ​ в плодородные» [2: 1, 418]. Далее Шафарик подчеркивает,​ что этим же духом миролюбия «дышали их религия,​ законы,​ обычаи и сам образ жизни. Есть доказательства,​ что славяне поклонялись одному высочайшему Богу, творцу неба и земли, но вместе с тем и другим,​ менее значительным божкам как посредникам между ними и Верховным Существом,​ которым приносили в жертву скот, овец, других животных и плоды земли. Принесение в жертву людей у них отсутствовало,​ и хотя впоследствии этот кровавый обычай зашел из чужих краев к их некоторым ветвям на Балтийском Поморье и на Руси, он не мог здесь укорениться и сделаться общим. Они также верили в жизнь души после смерти и воздаяние за добрые и злые дела» [2: 1, 420-421]. В этой цитате безусловно заметно стремление обнаружить в верованиях славян отголоски идеи Высшего Бога, что само по себе несет в себе достаточно сильный "​романтический заряд",​ однако вместе с тем нельзя не отметить идею, которую Шафарик подчеркивает всем строем своего сочинения (идею довольно интересную в контексте философской мысли XVIII столетия) - зависимость представлений,​ идей от условий жизни народа,​ от тех условий,​ в которых ему приходится вести свое хозяйство и решать свои проблемы. Как иначе может историк оценить происхождение и развитие тех или иных взглядов,​ если не из реальных условий существования человека?  ​ 
- 
-Приведенный пассаж в некотором смысле суммирует те сведения,​ которыми располагал ученый относительно верований славян в то время, когда вышло в свет критическое издание «Повести временных лет» Нестора,​ а источники по истории славян еще только начинали приводиться в порядок и систематизироваться. В своих немногочисленных рассуждениях о религии славян Шафарик – и это нельзя не заметить в его работах – очевидно был вдохновлен идеями философов-романтиков,​ которые дали творческий импульс исследованиям сначала немецкого фольклора,​ мифов и обрядов и от которых далее тянутся нити в сторону исследования индийской мифологии,​ а также к исследованиям славянских древностей,​ как образно и метко обозначил эту основную сферу своих исследований Шафарик. Не случайно поэтому,​ что он, как, например,​ и Маннгардт,​ часто ссылается на бр. Гримм, также как неслучайно и то, что его исследование,​ разностороннее и изобилующее разнообразными ссылками и аллюзиями,​ подобно творениям все тех же бр. Гримм, Гумбольдта,​ Добровского или Боппа. Но Шафарик,​ как и все перечисленные нами здесь исследователи,​ не просто романтик. Свои исследования он строит подобно естествоиспытателю,​ которому интересны причинно-следственные закономерности,​ который живо интересуется конкретным материалом и который весьма осторожен в своих предположениях. ​ 
-  ​ 
-В отечественной исторической науке на работы Шафарика не раз ссылались,​ были созданы отдельные (дореволюционные) работы,​ посвященные наследию Шафарика. В конце XIX столетия была предпринята публикация интереснейшей переписки Шафарика с его русским учениками. Однако современные гуманитарные исследования в области истории культуры и истории религии,​ к сожалению,​ чаще всего проходят мимо его трудов. 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
- 
-(близкие религиоведческой проблематике) 
- 
-**На русском языке** 
- 
-1. Шафарик П.Й. Об имени и положении города Винеты,​ иначе Юмина, Юлина, Иомсбурга. Пер. с нем. О. М. Бодянского. М.: Общество истории и древностей российских,​ 1847. 
- 
-2. Шафарик П.Й. Славянские древности. Т. 1 – 2. Пер. с чеш. О. М. Бодянского. ​ М.: Университетская типография,​ 1847. (Новое издание:​ Шафарик П.Й. Славянские древности. От Геродота до падения Гуннской и Римской держав (456 до н. э. — 469–476 н.э.). М.: Академический Проект,​ 2015). 
- 
-**На немецком языке** 
- 
-3. Šafařík P.J. Geschichte der slawischen Sprache und Literatur nach allen Mundarten. Ofen, 1826 (2 издание:​ Prag, 1869). 
- 
-4. Šafařík P.J. Über die Abkunft der Slawen nach Lorenz Surowiecki. Ofen, 1828. 
- 
-5. Šafařík P.J. Die ältesten Denkmäler der böhmischen Sprache. Prag, 1840. 
- 
-6. Šafařík P.J. Elemente der altböhmischen Grammatik. Prag, 1847 (2 издание:​ Prag, 1867). 
- 
-7. Paul Jos. Šafařik’s Geschichte der illirischen und kroatischen Literatur. Prag, 1865. 
- 
-**На латинском языке** 
- 
-8. Acta archivi Veneti spectantia ad historiam Serborum et reliquorum Slavorum meridionalium. Collegit et transcripsit Dr. Joannes Schafárik. Belgradi In Typographia Principatus Serbia, 1860.