/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

расмуссен_кнуд [2016/02/16 13:43]
viktor_barashkov
расмуссен_кнуд [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Кнуд Йохан Виктор Расмуссен====== 
-**Автор:​ Виктор Барашков** 
  
-Кнуд Йохан Виктор Расмуссен (Knud Johan Victor Rasmussen, 1879-1933) - датский полярный исследователь и антрополог. 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
- 
- 
-Кнуд Расмуссен – один из первых полевых исследователей эскимосов в Гренландии,​ превосходно знавший{{ :​rasmussen_knud_iokhan_viktor1.jpg?​200|}} их язык и обычаи. Родился в 1879 г. в Гренландии в семье миссионера,​ его мать была наполовину эскимоской. С самого раннего детства он освоил эскимосский язык. В 1895 г. отец К. Расмуссена вместе с семьей переехал в Данию. Однако свою жизнь К. Расмуссен решил посвятить путешествиям по Гренландии. 
-  
-Первое путешествие в Гренландию он совершил в 1902-1904 годах в составе «Датской литературной экспедиции». В дальнейшем К. Расмуссен организовал и провел в 1912-1933 годах семь экспедиций Туле (по имени созданной им в Гренландии фактории для торговли с эскимосами и научной станции). Путешествия Расмуссена охватывали почти всю Гренландию и арктическое побережье Америки. Для религиоведения особенно важны четвертая экспедиция Туле (1919), которую Расмуссен посвятил собиранию эскимосских сказок,​ легенд и преданий на восточном берегу Гренландии и пятая (1921-1924),​ самая масштабная,​ научные результаты которой были опубликованы в 12 томах. По результатам этой экспедиции были опубликованы такие работы как «Интеллектуальная культура эскимосов иглулик»,​ «Наблюдения над интеллектуальной культурой эскимосов карибу»,​ «Тексты эскимосов иглулик и карибу»,​ «Эскимосы нетсилик:​ социальная жизнь и духовная культура»,​ «Интеллектуальная культура эскимосов коппер». Сами названия этих работ говорят о том уважении,​ которое у Расмуссена было по отношению к мифологии и религии исследуемых им народов. Как справедливо отмечает Л.А. Файнберг,​ «прекрасное знание языка и обычаев позволило ему глубже,​ чем любому другому этнографу,​ проникнуть в психологию эскимосов,​ понять их духовный мир» (Файнберг Л.А. Предисловие:​ Расмуссен К. Великий санный путь. 1958. С. 6). Умер Расмуссен в 1933 году в Копенгагене. 
-  
- Материалы полевых исследований К. Расмуссена широко использовались этнологами и антропологами для создания теоретических обобщений в области мифологии и религии. Однако одной и той же цитате исследователи могли давать противоположные интерпретации. Например,​ особенно часто цитируется следующий фрагмент из работы Расмуссена,​ где устами эскимосского шамана Ауа раскрывается сущность и причины возникновения первобытной религии:​ 
- 
-«… Все наши обычаи ведут свое начало от жизни и входят в жизнь; мы ничего не объясняем,​ ничего не думаем,​ но в том, что я показал тебе, заключены все наши ответы:​ 
-Мы боимся! Мы боимся непогоды,​ с которой должны бороться,​ вырывая пищу от земли и от моря. Мы боимся нужды и голода в холодных снежных хижинах. Мы боимся болезни,​ которую ежедневно видим около себя. Не смерти боимся,​ но страданий. Мы боимся мертвых людей и душ зверей,​ убитых на лове. Мы боимся духов земли и воздуха. ​ 
-Вот почему предки наши вооружались всеми старыми житейскими правилами,​ выработанными опытом и мудростью поколений. Мы не знаем как, не догадываемся почему,​ но следуем этим правилам,​ чтобы нам дано было жить спокойно. И мы столь несведущи,​ несмотря на всех наших заклинателей,​ что боимся всего, чего не знаем. Боимся того, что видим вокруг себя, и боимся того, о чем говорят предания и сказания. Поэтому мы держимся своих обычаев и соблюдаем наши табу» («Великий санный путь». С. 82-83). 
- 
-Л. Леви-Брюль в произведении «Сверхъестественное и природа в первобытном мышлении» следующим образом толкует этот фрагмент в свете своей концепции о первобытном мышлении:​ «упрямая,​ почти непреодолимая приверженность к традиционным предписаниям и табу, которую констатируют не только у эскимосов,​ но и у стольких других обществ того же порядка,​ проистекает не из одного только желания угодить предкам и не прогневить их. Она рождается из другого чувства,​ близкого первому,​ из этого страха или, вернее,​ из этого нагромождения страхов,​ для которого Ауа нашел столь сильные выражения. Тот, кто, вольно или невольно,​ нарушает эти правила,​ ломает соглашение с невидимыми силами и, следовательно,​ подвергает опасности самое существование всей общественной группы,​ ибо именно эти невидимые силы могут в любой момент обречь людей на смерть от голода,​ болезни,​ холода или чего-нибудь другого. До тех пор, пока сознание человеческое таким образом одержимо и заполнено этим страхом,​ оно в состоянии сделать лишь незначительные успехи в познании природы… В том представлении,​ носящем всегда эмоциональный характер,​ которое первобытные люди вырабатывают себе о невидимых силах, ведущую роль играют не черты, которыми эти силы определяются,​ а страх, внушаемый ими, и потребность в защите против них» (Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. М., 1937. С. 12, 15).  
- 
-Американский антрополог [[рэдин_пауль|Пауль Рэдин]] также цитирует полностью этот фрагмент из К. Расмуссена. В духе своей концепции двух психологических типов – «человека действия» и «мыслителя» - он на основании данного высказывания относит Ауа к первому типу людей: «если кто-то захочет внимательно прочитать,​ что здесь говорит Ауа, то он будет немедленно поражен тем фактом,​ что здесь, кажется,​ присутствует противоречие между всем его поведением и постоянным повторением главной темы его объяснения – страха… Это не страх как таковой,​ но страх, так он настаивает,​ который вызван особой экономической ситуацией с сопутствующей ей болью и страданием и это, в свою очередь,​ объясняется природой физического окружения. Тем не менее, сам Ауа не показывает,​ что он эмоционально причастен,​ по крайней мере, такой включенности,​ составляющей любой действительный эмоциональный дисбаланс. Жизнь такова. «Наши обычаи ведут свое начало от жизни и входят в жизнь»,​ так он настаивает… Он является человеком действия,​ обычным (matter-of-fact) человеком» (Radin P. The World of Primitive Man. New York, 1953. P. 75-76). Более того, П. Рэдин относит шамана Ауа к типу «нерелигиозного» (в отличие от «религиозного») человека:​ «Страх,​ который он так драматически подчеркивает,​ не производит какого-то ощутимого дисбаланса в его психике. Он не говорит о необходимости помощи от сверхъестественных сил. Он принимает и подчиняется старым правилам и обычаям без того, чтобы входить в их причины. В конце фрагмента он отзывается слегка пренебрежительно о шаманах и их знаниях. Словом,​ Ауа является по своему темпераменту нерелигиозным человеком» (Ibid. P. 78). Таким образом,​ П. Рэдин дает совершенно иное толкование этого высказывания. Он видит Ауа практичным,​ нерелигиозным по своему существу человеком,​ страх которого обусловлен объективными причинами (тяжелыми условиями жизни) и который не занимается исследованием метафизических,​ религиозных вопросов,​ соблюдая то, что заповедано традицией. 
- 
-Таким образом,​ можно увидеть огромную роль метода точного цитирования в трудах этнологов и антропологов. Если бы нам были доступны только интерпретации без первоисточника,​ то вряд ли можно было поверить (и проверить),​ что речь идет об одном и том же случае,​ об одном и том же человеке. 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
- 
-==== Переводы на русский язык ==== 
- 
-  * Расмуссен К. Великий санный путь / Пер. с датского А.В. Ганзен. М.: Государственное издательство географической литературы,​ 1958. 182 с.  
-  * Расмуссен К. Великий санный путь. Кент Р. Гренландский дневник. Иркутск:​ Восточно-сибирское книжное издательство,​ 1987. 496 с. (переиздание) 
- 
-==== Переводы на английский язык ==== 
- 
-  * Rasmussen Knud. Eskimo folk-tales. London; Copenhagen; Christiana: Gyldendal, 1921. 
-  * Rasmussen Knud. Across Arctic America: Narrative of the Fifth Thule Expedition. New York: G. P. Putnam’s Sons, 1927. 
-  * Rasmussen Knud. Intellectual culture of the Iglulik Eskimos. Report of the 5-th Thule Expedition 1921-1924. Vol. 7, No. 1. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, ​ 1929. 
-  * Rasmussen Knud. Observations on the Intellectual Culture of the Caribou Eskimos. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-1924. Vol. 7, No. 2. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, 1930. 
-  * Rasmussen Knud. Iglulik and Caribou Eskimo Texts. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-24. Vol. 7, No. 3. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, 1930. 
-  * Rasmussen Knud. Intellectual Culture of the Hudson Bay Eskimos. Kbh Gyldendalske Boghandel, 1930. 
-  * Rasmussen Knud. The Netsilik Eskimos: Social Life and Spiritual Culture. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-1924. Vol. 8, No. 1-2. Copenhagen: Gyldendalske boghandel, 1931. 
-  * Rasmussen Knud. Intellectual Culture of the Copper Eskimos. Report of the Fifth Thule Expedition 1921-24. Copenhagen: Gyldendalske Boghandel, Nordisk Forlag, 1932.