/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
теодюль_рибо [2018/08/23 18:02]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
теодюль_рибо [2018/08/23 18:03]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 16: Строка 16:
 Как психолог Рибо называет религиозное чувство полной эмоцией,​ то есть такой, которая имеет физиологические корреляты (бледность,​ пот, дрожь и др.), а, с другой стороны,​ находит выражение в выразительных движениях,​ жестах,​ актах, то есть в религиозных обрядах,​ в которых устанавливается отношение к высшим силам: если сначала обряды были прямым и непосредственным выражением религиозного чувства,​ то в дальнейшем они обретают символический характер. Иными словами,​ говоря на психологическом языке, религиозное чувство является полноценной эмоцией,​ а не производной или вариацией каких-либо других эмоциональных состояний [1, 277-278]. Интересно,​ что далее Рибо говорит и о людях, которые лишены религиозного чувства. Рибо пишет: «ни один нормальный человек,​ живущий в обществе,​ не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование,​ объект,​ значение;​ но они могут не оказывать на него никакого влияния,​ могут оставаться в его мозгу чуждой вещью, не вызывая никакого стремления,​ никакой эмоции;​ они могут быть постигнуты,​ но не прочувствованы» [1, 281]. Есть и другая крайность – патологические формы религиозного чувства,​ такие как религиозная меланхолия (человек постоянно чувствует себя виновным проклятым,​ осужденным,​ презренным),​ бред одержания бесом (демономания,​ как ее называет Рибо), экстаз (ограниченность поля сознания одним представлением,​ восторг),​ теомания (когда человек считает себя Богом или пророком (одна из форм мегаломании):​ в этом случае,​ говорит Рибо, очень сложно провести грань между основателями религий,​ реформаторами и основателями орденов и чистыми теоманами). Как психолог Рибо называет религиозное чувство полной эмоцией,​ то есть такой, которая имеет физиологические корреляты (бледность,​ пот, дрожь и др.), а, с другой стороны,​ находит выражение в выразительных движениях,​ жестах,​ актах, то есть в религиозных обрядах,​ в которых устанавливается отношение к высшим силам: если сначала обряды были прямым и непосредственным выражением религиозного чувства,​ то в дальнейшем они обретают символический характер. Иными словами,​ говоря на психологическом языке, религиозное чувство является полноценной эмоцией,​ а не производной или вариацией каких-либо других эмоциональных состояний [1, 277-278]. Интересно,​ что далее Рибо говорит и о людях, которые лишены религиозного чувства. Рибо пишет: «ни один нормальный человек,​ живущий в обществе,​ не может быть чужд религиозным идеям, игнорировать их существование,​ объект,​ значение;​ но они могут не оказывать на него никакого влияния,​ могут оставаться в его мозгу чуждой вещью, не вызывая никакого стремления,​ никакой эмоции;​ они могут быть постигнуты,​ но не прочувствованы» [1, 281]. Есть и другая крайность – патологические формы религиозного чувства,​ такие как религиозная меланхолия (человек постоянно чувствует себя виновным проклятым,​ осужденным,​ презренным),​ бред одержания бесом (демономания,​ как ее называет Рибо), экстаз (ограниченность поля сознания одним представлением,​ восторг),​ теомания (когда человек считает себя Богом или пророком (одна из форм мегаломании):​ в этом случае,​ говорит Рибо, очень сложно провести грань между основателями религий,​ реформаторами и основателями орденов и чистыми теоманами).
  
-Для своего времени система Рибо была весьма ​подробной и интересной. Многие проблемы психологии религии,​ обсуждение которых он начал как экспериментальный психолог,​ получили свою дальнейшую разработку в трудах Жане и Джеймса. В России до революции 1917 года труды Рибо были довольно широко известны и пользовались вполне заслуженным признанием. Однако ныне его психологические взгляды,​ в том числе, его психология религиозных чувств пребывает в некотором забвении.+Для своего времени система Рибо была весьма ​содержательной и интересной. Многие проблемы психологии религии,​ обсуждение которых он начал как экспериментальный психолог,​ получили свою дальнейшую разработку в трудах Жане и Джеймса. В России до революции 1917 года труды Рибо были довольно широко известны и пользовались вполне заслуженным признанием. Однако ныне его психологические взгляды,​ в том числе, его психология религиозных чувств пребывает в некотором забвении.
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====