/

Уильям Генри Бурр (William Henry Burr)

Уильям Генри Бурр (1819-1908) – американский газетный репортер, атеист. Сотрудник журнала «Boston Investigator», печатного органа свободомыслящих, издававшегося с 1831 по 1904 гг.

Вехи жизни и творчества

Основной заслугой Бурра в развитии религиоведения (как и остальных свободомыслящих этого времени) является продвижение научного взгляда на религию, идей рационализма и гуманизма, а также популяризация основных достижений современной им науки. Американское свободомыслие 19 века имело своей целью, главным образом, популяризацию идей атеизма, агностицизма, рационализма и гуманизма в широких массах, что и обусловило формы его существования – не академические труды, а написанные доступным языком книги, газетные статьи, письма, прокламации, лекции. Бурр разделяет позиции дарвинизма. Подвергает резкой критике католическую церковь как «врага цивилизации» (Doctrine of Hell, p.28), симпатизируя, вместе с тем, протестантизму как источнику просвещения после темной эпохи власти папства в Европе. Считает, что с исчезновением католической церкви на земле расцветет гуманизм. Не определяя религию строго, отдает предпочтение определению «религия – это попытка человека улучшить себя» (Ibid., p.39). Страдание неизбежно сопровождает человеческое существование, но его степень уменьшится с расцветом наук и искусств. В творчестве Бурра прослеживаются черты богоборчества. Он утверждает, что «предпочел бы ваш [католический - ВС] ад [некрещенных - ВС] младенцев и кретинов вашему раю святых», ибо боится утомиться «вечным созерцанием Бога» (Ibid., p.61). Возвращаясь к вечному вопросу справедливости-несправедливости Бога, Бурр подчеркивает, что не может «любить бога, налагающего бесконечное наказание за конечные нарушения» (Ibid., p.75). Рассматривая Церковь (католическую) как институт, мешающий развитию общества, Бурр отмечает, что она из корыстных побуждений заинтересована в сохранении своих догм (Ibid., p.77-78). Библия – это сборник анонимных, неправдоподобных, противоречивых, непроверенных историй (Ibid., p.27). «Гнусность» догм, по мнению Бурра, лучший аргумент против католической или протестантской церкви. Бурр наиболее известен как автор ставшей классической для атеистов, и свободомыслящих работы «Self-Contradictions of The Bible» («Внутренние противоречия в Библии»). Она состоит из 144 пар цитат из Библии, противоречащих друг другу. Эти цитаты иллюстрируют разные аспекты веры (далее приводятся примеры из книги с параллельным сопоставлением из Синодального перевода Библии): 1. божественные атрибуты и качества, такие как единство-троичность, всемогущество, всеведение, всеприсутсвие, неизменяемость, справедливость, милосердие и т. д.: GOD IS ALL-POWERFUL. Behold, I am the Lord, the God of all flesh; is there anything too hard for me? (Jer. 32:27.) With God all things are possible. (Matt. 19:26.) GOD IS NOT ALL-POWERFUL. And the Lord was with Judah, and he drave out the inhabitants of the mountain; but could not drive out the inhabitants of the valley, because they had chariots of iron. (Judg. 1:19.) БОГ ВСЕМОГУЩ . вот, Я Господь, Бог всякой плоти; есть ли что невозможное для Меня? (Иер.32:27.) Богу же все возможно. (Мф.19:26.) БОГ НЕ ВСЕМОГУЩ. Господь был с Иудою, и он овладел горою; но жителей долины не мог прогнать, потому что у них были железные колесницы. (Суд.1:19.)

2. моральные нормы: запрет – разрешение кражи, лжи, убийства, создания изображений, рабства и т.п.; KILLING COMMANDED. Thus saith the Lord God of Israel, Put every man his sword by his side, and go in and out from gate to gate throughout the camp, and slay every man his brother, and every man his companion, and every man his neighbor. (Ex. 32:27.) KILLING FORBIDDEN. Thou shalt not kill. (Ex. 20:13.) ПОВЕЛЕНИЕ УБИВАТЬ И он сказал им: так говорит Господь Бог Израилев: возложите каждый свой меч на бедро свое, пройдите по стану от ворот до ворот и обратно, и убивайте каждый брата своего, каждый друга своего, каждый ближнего своего. (Исх. 32:27.) ЗАПРЕТ УБИЙСТВА Не убивай. (Исх. 20:13.)

3. фактические события и генеалогия: THE FATHER OF JOSEPH, MARY'S HUSBAND, WAS JACOB. And Jacob begat Joseph, the husband of Mary, of whom was born Jesus. (Matt. 1:16.) THE FATHER OF MARY'S HUSBAND WAS HELI. Being the son of Joseph which was the son of Heli. (Luke 3:23.) ОТЦОМ ИОСИФА, МУЖА МАРИИ, БЫЛ ИАКОВ Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос. (Мф. 1:16) ОТЦОМ ИОСИФА, МУЖА МАРИИ, БЫЛ ИЛИЯ …был, как думали, Сын Иосифов, Илиев (Лк 3:23.)

4. спекулятивные аспекты учения: дети наказываются-не наказываются за грехи своих родителей, возможность-невозможность оправдания верой, возможность-невозможность отпадения от благодати, воскресение после смерти и т.п. WISDOM A SOURCE OF ENJOYMENT. Happy is the man that findeth wisdom. . . . Wisdom's ways are ways of pleasantness and all her paths are peace. (Prov. 3:13, 17.) WISDOM A SOURCE OF VEXATION, GRIEF, AND SORROW. And I gave my heart to know wisdom. . . . I perceived that this also was vexation of spirit. For in much wisdom is much grief, and he that increaseth knowledge, increaseth sorrow. (Eccl. 1:17, 18.) МУДРОСТЬ – ИСТОЧНИК РАДОСТИ Блажен человек, который снискал мудрость… пути ее - пути приятные, и все стези ее - мирные. (Притчи 3:13, 17.) МУДРОСТЬ – ИСТОЧНИК ДОСАДЫ, ГОРЯ И СОЖАЛЕНИЯ И предал я сердце мое тому, чтобы познать мудрость и познать безумие и глупость: узнал, что и это - томление духа; потому что во многой мудрости много печали; и кто умножает познания, умножает скорбь. (Эккл. 1:17, 18.)

Таким образом, текст Библии предстает перед читателем не самосогласованным, исполненным противоречий в наиболее важных аспектах вероучения. Вместе с тем, автор не дает никаких комментариев, представляя самому читателю делать выводы. Очевидно, что «Self-Contradictions of The Bible» была написана для как можно более широкого круга читателей. На это указывает отсутствие авторских комментариев или сопоставления с дополнительными источниками, отсутствие анализа текста. Совершенно иная картина наблюдается читателем при прочтении уже цитировавшейся выше книги «Doctrine of Hell» («Учение об аде»), где собрана дискуссионная переписка между Бурром и католическим священником Уолвортом, ведшаяся на страницах «Boston Investigator». В ней Бурр показывает себя если и не до конца понимающим логику мысли теолога, однако весьма осведомленным в различных теологических вопросах. Вместе с тем, и полемика Бурра находится полностью в русле свободомыслия того времени, ориентированного на популяризацию атеистического мировоззрения. Этим во многом объясняется, например, частое использование эмоционально окрашенной лексики в указанной полемике.

Основные сочинения