/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Последняя версия Следующая версия справа и слева
уильям_джеймс [2018/08/29 11:16]
david_damte [Многообразие религиозного опыта]
уильям_джеймс [2018/08/29 11:17]
david_damte [Прагматизм и радикальный эмпиризм]
Строка 19: Строка 19:
 Мир, по Джеймсу,​ не является полностью познаваемым,​ а описание мира нельзя составить чисто рациональными средствами. Рациональность важна, но имеет значение лишь как один из инструментов описания реальности. При этом мы должны помнить,​ что любые наши построения,​ призванные описать мир, никогда не соответствуют реальности самой по себе, а являются лишь "​сокращенным видом с высоты птичьего полёта"​ ("A Pluralistic Universe",​ p. 8). Вполне вероятно,​ что эти идеи Джеймса впоследствии прямо повлияли на появление НЛП, в котором это положение было сформулировано как "​карта не является территорией"​. Мир, по Джеймсу,​ не является полностью познаваемым,​ а описание мира нельзя составить чисто рациональными средствами. Рациональность важна, но имеет значение лишь как один из инструментов описания реальности. При этом мы должны помнить,​ что любые наши построения,​ призванные описать мир, никогда не соответствуют реальности самой по себе, а являются лишь "​сокращенным видом с высоты птичьего полёта"​ ("A Pluralistic Universe",​ p. 8). Вполне вероятно,​ что эти идеи Джеймса впоследствии прямо повлияли на появление НЛП, в котором это положение было сформулировано как "​карта не является территорией"​.
  
-==== "​Многообразие религиозного опыта"​ ===+=+==== "​Многообразие религиозного опыта"​ =====
  
 {{ :​the_varieties_of_religious_experience.jpg?​200|}}В своей классической работе по психологии религии Джеймс ставит в центр анализа религиозный опыт, с помощью которого достигается внутреннее освобождение,​ считая обрядовую сторону религии вторичной по отношению к нему. Религиозный опыт, по мысли Джеймса,​ относительно единообразен,​ то есть схож у представителей различных религиозных традиций,​ тогда как вероучения и религиозные представления могут быть весьма различны. Метод Джеймса – исследование документов,​ свидетельств религиозных гениев. Приступая к работе,​ Джеймс выступает против вынесения каких-либо суждений на основании связи психических отклонений и религии - точки зрения весьма распространенной в первой половине XX века. Следуя своей основной прагматической ориентации,​ Джеймс полагает,​ что о ценности религиозных состояний нужно судить по их воздействию на жизнь конкретного человека,​ то есть по практическим результатам,​ а не по тому, были ли религиозно одаренные люди невротиками или нет. ​ {{ :​the_varieties_of_religious_experience.jpg?​200|}}В своей классической работе по психологии религии Джеймс ставит в центр анализа религиозный опыт, с помощью которого достигается внутреннее освобождение,​ считая обрядовую сторону религии вторичной по отношению к нему. Религиозный опыт, по мысли Джеймса,​ относительно единообразен,​ то есть схож у представителей различных религиозных традиций,​ тогда как вероучения и религиозные представления могут быть весьма различны. Метод Джеймса – исследование документов,​ свидетельств религиозных гениев. Приступая к работе,​ Джеймс выступает против вынесения каких-либо суждений на основании связи психических отклонений и религии - точки зрения весьма распространенной в первой половине XX века. Следуя своей основной прагматической ориентации,​ Джеймс полагает,​ что о ценности религиозных состояний нужно судить по их воздействию на жизнь конкретного человека,​ то есть по практическим результатам,​ а не по тому, были ли религиозно одаренные люди невротиками или нет. ​