/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

улих_леберехт [2015/12/25 22:54]
valeria_sleptsova создано
улих_леберехт [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Леберехт Улих ====== 
-**Автор:​ Екатерина Коростиченко** 
  
-Леберехт Улих (Leberecht Uhlich, 1799-1872) – немецкий протестантский теолог,​ основатель общества Друзей света, один из основателей свободно-религиозного движения. ​ 
- 
- 
-====== Вехи жизни и творчества ====== 
- 
-Леберехт Улих родился в Кётене в 1799 году в небогатой семье портного. Окончил гимназию в родном{{ :​leberecht_uhlich.gif?​200|}} городе. Ещё в школьные годы увлёкся идеями Просвещения,​ особенно на него повлияли сочинения Иммануила Канта. Школьная статья «О различии католицизма и протестантизма» («Über den Unterschied des Katholizismus und Protestantismus») написана с опорой на рационалистические идеи Канта и отражает высокую степень этого влияния. С 1817 года Улих изучал теологию в университете Галле, который он избрал из-за ориентации его теологической школы на теологический рационализм – религиозное направление,​ которое признает необходимым применение разума для выяснения и толкования религиозного учения. После окончания обучения вернулся в родной город и с 1820 по 1824 год занимался преподавательской деятельностью. В 1824 году получил пасторский приход в Дибциге. ​ 
- 
-В 1827 году стал пастором в Пёммельте,​ вскоре получив известность благодаря проводимым им бесплатным вечерним лекциям на библейские темы. Слушатели свободно могли обращаться ко всем религиозным и церковно-политическим вопросам. Здесь у него родилась дочь Клара Вильгельмина Улих, впоследствии известная писательница и феминистка. ​ 
- 
-Приверженность к идеям теологического рационализма в конечном итоге привела Улиха к расколу с евангелической церковью Германии,​ которая была оплотом ортодоксального пиетизма,​ утвердившегося при Фридрихе-Вильгельме IV. Протест против официальной позиции евангелической церкви выразился в создании Улихом общества Протестантских друзей или Друзей света. «Протестантские друзья света» хотели усилить позицию теологического рационализма;​ по их мнению,​ «свет разума» должен был главенствовать над «буквой веры». ​ 
- 
-Толчком к появлению «друзей света» также послужил внутрицерковный процесс против магдебургского проповедника Вильгельма Франца Зинтениса. Ему вменялось в вину то, что он высказывался против поклонения Христу,​ видя в этом суеверие;​ Христос воспринимался им как человек,​ а не как Бог [3, S. 84]. Этот процесс выявил существование в Германии и других инакомыслящих протестантов,​ которые начали активизироваться. ​ 
-Позицию Зинтениса поддержал Улих. 29 июля 1841 года на общем съезде в Гнедау по инициативе Улиха и 15 других пасторов,​ которые составляли ядро «друзей света»,​ была основана первая свободно-религиозная община. Вскоре после того как заседания общества приняли характер народных собраний,​ к движению примкнули некоторые гегельянцы. «Друзья света» критиковали Священное писание как устарелое,​ учили, что религию и Бога можно познать с помощью разума,​ а любой мирянин,​ если его кандидатуру сочтут подходящей,​ может быть выдвинут в священники. Надо сказать,​ что на мировоззрение «друзей света» оказала влияние также либеральная теология [6, S. 493].  
- 
-Благодаря активной просветительской деятельности Улиха в течение нескольких лет не только в Саксонии,​ но и в других немецких землях,​ возникли местные ячейки общества Друзей света. С 1842 года обществом издавался журнал «Blätter für christliche Erbauung». ​ 
-В преддверии немецкой революции 1848 общество стало более политизированным. Под началом Густава Адольфа Вислиценуса,​ который примкнул к «друзьям света» в 1844 году внутри общества образовалось либерально-демократическое крыло. Улих открыто поддерживал политическую позицию Вислиценуса. ​ 
-В 1845 году по распоряжению властей общества «друзей света» были закрыты,​ а Улиху запрещен самовольный выезд из своего прихода. Вскоре,​ получив 1 октября 1845 года место пастора церкви св. Екатерины в Магдебурге,​ он снова стал читать проповеди,​ которые пользовались в то время большой популярностью,​ церковь была переполнена желающими. Успех проповедей Улиха был связан с тем, что они читались доступным,​ понятным для большинства,​ языком. ​ 
-На проповедях Улих не ограничивался цитированием Библии,​ но также обращал внимание на примеры из реальной жизни. Содержание проповедей сильно отличалось от ортодоксальной доктрины евангелической церкви. Так, по его словам,​ Иисус Христос был обычным человеком,​ а не Сыном Божьим. Он также отвергал чудеса из Нового завета,​ связывая их с природными явлениями. На проповедях Улих горячо критиковал евангелическую церковь и государственный режим, что повлекло за собой возобновление его конфликтов с властями. 
- 
-За свои взгляды Улих в 1847 году был лишен сана. Это вызвало протесты населения. Берлинский магистрат подал петицию королю,​ в которой требовалось полная свобода проповедования в религиозно-церковной сфере. Ответом на эту петицию послужило запрещение собраний «друзей света»,​ происходивших у него на дому. Но истинная причина запрета состояла в том, что на созываемых «друзьями» народных собраниях все чаще к вопросам религиозным стали примешиваться политические,​ что вызывало подозрение со стороны правительства. ​ 
-Улих вернулся в Магдебург;​ на вокзале города его встречало более 10 тыс. человек. ​ 
- 
-Вскоре после отлучения Улиха от церкви 29 ноября 1847 года еще 112 человек единовременно вышли из евангелической церкви. Они основали свободную общину Магдебурга (Freie Gemeinde Magdeburg) и пригласили Улиха быть проповедником в ней. Накануне революции община насчитывала около 8000 человек. ​ 
- 
-В годы революции Улих принимал активное участие в политической деятельности. Входил,​ как и многие другие представители свободно-религиозного движения (Р. Блюм, И. Ронге, В. Балцер,​ Г. Вислиценус и др.) во Франкфуртский парламент. Во Франкфуртском парламенте широко обсуждался вопрос об отношениях между церковью и государством. Многие депутаты выступали против активного вмешательства церкви в дела государства и общества и призывали к четкому их разделению. В эту работу были активно вовлечены общества немецких католиков и протестантских «друзей света». Улих выступал за демократическую конституционную монархию и принадлежал к левому центру. Он настаивал на необходимости осуществления сильных политических и социальных изменений,​ при этом отказываясь от радикальных и насильственных акций. После роспуска парламента Улих вернулся в Магдебург,​ а после поражения революции активно занимался сбором средств для бегущих в Швейцарию революционеров,​ неоднократно подвергаясь арестам за свою деятельность. ​ 
- 
-После революции руководство свободной общины в Магдебурге перешло в руки Генриху Саксе; при нем община еще сильнее радикализировалась. Улих в это время совершенно утратил веру в личного Бога и бессмертие и придерживался в своих взглядах религии человечности (Religion der reinen Menschlichkeit). 
- 
-В 1859 году Улих выступал за основание Союза свободно-религиозных общин Германии (Das Bund freier religiöser Gemeinden Deutschlands). Союз стал исторически первой совместной организацией движения инаковерующих,​ первым национальным объединением свободно-религиозных общин. С течением времени из него выделились организации,​ мировоззренческой платформой которых стал материализм в разных его формах. ​ 
-Также Улих принимал активное участие в работе просветительских кружков рабочих. С 1867 года был председателем общества Germania, способствовавшего образованию рабочих. ​ 
- 
-Скончался после непродолжительной болезни в 1872 году. 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-  * Uhlich L. Bekenntnisse von Uhlich: mit Bezug auf die protestantischen Freunde und auf erfahrene Angriffe. Leipzig: Verlag von A.F. Böhme, 1845. 
-  * Uhlich L. Handbüchlein der freien Religion. Magdeburg: Selbstverlag,​ 1860. 
-  * Uhlich L. Briefe über freie Religion. Köln Selbstverl. d. Verf., 1865.  
-====== Литература о Л.Улихе ====== 
- 
-  - Breywisch W. Leberecht Uhlich. Mitteldeutsche Lebensbilder,​ 2. Bd: Lebensbilder des 19. Jahrhunderts. Magdeburg, 1927. – S. 187–198. ​ 
-  - Friedrich M. Uhlich, Leberecht. Biographisch-Bibliographisches Kirchenlexikon (BBKL). Bd. 12, Bautz, Herzberg, 1997. – S. 837–841. 
-  - Groschopp H. Dissidenten. Freidenkerei und Kultur in Deutschland. Berlin: Dietz Verlag, 1997.  
-  - Kampe F. Geschichte der religiösen Bewegung der neueren Zeit. 4 Bände. Leipzig, 1852–1860. ​ 
-  - Pröhle H. Uhlich. Allgemeine Deutsche Biographie (ADB). Bd 39, Duncker & Humblot, Leipzig, 1895. – S. 171–173. 
-  - Steuerwald H. Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen:​ eine Einführung. Neustadt am Rüb.: Angelika Lenz, 1999.