/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

фридер_отто_вольф [2015/12/05 21:15]
ekaterina_korostichenko [Основные сочинения]
фридер_отто_вольф [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-{{ :​frieder-otto-wolf-00.jpg?​nolink&​300|}} 
-Фридер Отто Вольф (Frieder Otto Wolf) (род. 1943) – немецкий философ,​ политолог,​ гуманист,​ президент Гуманистического союза Германии (HVD) (с 2006 года), председатель Координационного совета светских организаций,​ сокращенно KORSO (с 2008 года). ​ 
  
-====== Вехи жизни и творчества ====== 
- 
-Фридер Отто Вольф родился в 1943 году в Киле. С 1962 по 1966 изучал философию и политологию в Киле, Париже и Эдинбурге. В 1969 году получил степень доктора философских наук. С 1966 по 1981 О. Вольф преподавал философию и проводил исследования в области политологии в Саарландском университета в Саарбрюкене,​ в Свободном Университете Берлина,​ в Коимбрском университете (Португалия). В 1973 году получил должность профессора в Свободном Университете Берлина,​ с тех пор преподает там философию. В 1977 году был назначен профессором социологических наук на экономическом факультете Коимбрского университета. С 1981 по 1984 работал соредактором ежемесячного журнала «Moderne Zeiten». С 1984 по 1999 вел активную политическую деятельность в рядах партии «Зеленые»,​ в 1994-1999 – как член Европарламента. С 1999 года он возобновил свою преподавательскую деятельность в Свободном Университете Берлина,​ читая там политическую философию,​ проводя исследования в области современных проблем труда и работая там с 2003 года в качестве координатора Тематической Сети «Стратегия устойчивости» (Thematic Network «Sustainability Stategy»). С 1998 года Вольф участвует в различных проектах Гуманистического союза Германии (HVD). В 2006 году был избран президентом Гуманистической Академии Германии,​ с января 2010 года является президентом Гуманистического союза, с ноября 2008 года занимает должность председателя Координационного совета светских организаций. ​ 
- 
-Профессор Отто Вольф является автором книг и статей по политической философии,​ философии труда, политической эпистемологии,​ а в последние годы активно занимается разработкой теоретических проблем свободомыслия. Является видным деятелем гуманистического движения. Главная работа Вольфа,​ касающаяся теории свободомыслия – «Гуманизм XXI века» (2008 год) – посвящена разработке оригинального взгляда на роль и место гуманизма в современном обществе. В основу его книги были положены восемь лекций,​ прочитанных в берлинском обществе «Урания»,​ имеющим своей целью популяризацию новейших достижений науки. 
- 
-====== Концепция гуманизма ====== 
- 
-Рассмотрим подробнее гуманистический проект Отто Вольфа. В первой лекции философ рассуждает о том, что понимают под столь часто употребляемым понятием,​ как гуманизм. В истории гуманизма можно обнаружить,​ пишет Вольф, два направления – элитарный и радикально-демократический. Элитарный гуманизм ассоциируется с теорией воспитания «совершенных людей»,​ которые в силу своих выдающихся способностей имеют призвание к управлению и господству. Радикально-демократический гуманизм,​ который отстаивали такие люди, как например молодой младогегельянец,​ буржуазный радикал Арнольд Руге, предъявляет требование,​ что «каждый имеет право на участие в совместных делах человеческих» [1, S. 14] (то есть решать,​ как ему поступать). Симпатия Вольфа,​ марксиста по убеждениям,​ на стороне второго типа гуманизма. ​ 
-Далее речь идет о понимании современного гуманизма:​ его подлинной целью является «дискурс,​ в котором принимают участие все люди»; индивидуум в этом дискурсе всегда должен учитывать «позицию человечества» и попытаться соотносить с этой всеобъемлющей позицией «свою собственную и общую ситуацию». Типичной средой развития современного гуманизма являются «социальные движения или спонтанные общественные инициативы,​ хотя при этом он (гуманизм) всегда – в том числе в рамках существующих институтов – начинается направленно» [1, S. 34]. 
-Гуманизм XXI века, по Вольфу,​ означает новое понимание задач просвещения и освобождения – как вызовов,​ сопряжённых друг с другом по-новому,​ а также новое понимание того, как можно «ниспровергнуть все отношения,​ в которых человек является униженным,​ порабощенным,​ беспомощным,​ презренным существом». Поэтому,​ пишет Вольф, не нужно в будущем размышлять о том, «как мы объединим политические движения и инициативы,​ но скорее подумать над тем, как мы сможем сплотить наше многообразие продуктивным образом» [1, S. 35]. В этом смысле Вольф под практическим гуманизмом понимает «силу плюралистической альтернативы». ​ 
- 
-Во второй лекции «Гуманизм и этос» Вольф оспаривает необходимость выведения морали из Бога как авторитетного внешнего источника. Этой концепции необходимо противопоставить обоснование морали как олицетворения общества:​ нужно принять ответственность как за нашу собственную жизнь, так и за общество,​ в котором мы живем. Это средство,​ которое бы сделало возможным общее обоснование основных ценностей,​ соглашение всех людей в том, «чего они хотят и как они могут вместе действовать» [1, S. 38]. Благодаря этому можно достичь,​ к примеру,​ постепенного обоснования и реализации прав человека. ​ 
- 
-В этической системе практического гуманизма есть место и категории зла. Если в споре между людьми рождается истина,​ то всякий,​ кто не принимает в этом споре участие или постоянно сводит его на нет, характеризуется Вольфом как злой, т.к. «он преследует цель, которая не была согласована с общим определением хорошего» [1, S. 47]. Современный кризис человечества,​ как полагает Вольф, не в последнюю очередь связан с тем, что «многие уклонялись от обмена мнениями». Из гуманизма должно проистекать политическое действие,​ которое содержит «эффективную политически-моральную практику для защиты от зла» [1, S. 50]. 
- 
-В своей четвертой лекции Вольф описывает соотношение гуманизма и истины:​ в противовес верующему человеку,​ гуманист не может утверждать,​ что обладает «знанием как ответом на вопросы о смысле». С гуманистической точки зрения,​ истины вырабатываются «в общении и дискуссиях между людьми» [1, S. 80].  
- 
-Пятая лекция посвящена теме «Гуманизм и науки». Результаты научного исследования,​ по словам Вольфа,​ могут быть выяснены только благодаря их «обсуждению между всеми теми, кто эти результаты сумел понять» [1, S. 101]. Механизм контроля наук поэтому – это «общность интерпретации»,​ которая в целом не принадлежит ни одному эксперту,​ так как каждый ученый – «дилетант» относительно других областей знаний [1, S. 109].  
-Шестая лекция затрагивает тему «Гуманизм,​ скепсис и духовная ситуация нового времени». Вольф заостряет проблему распространения во всем мире так называемого «глобального структурного кризиса»,​ некоторыми проявлениями которого являются всемирный голод, нищета,​ массовая безработица и неполная занятость,​ а также экологическая катастрофа. Он называет несколько причин кризиса:​ господство капиталистического способа производства,​ существование международных иерархий и зависимостей,​ существование патриархальной асимметрии между полами,​ и, наконец,​ существование определенного типа индустриализации,​ который направлен на постоянную экстернализацию издержек производства. Так как силы, формирующие идеологию,​ все сильнее искажают понимание сфер жизни, связанных с этим кризисом,​ это приводит к сильной «неэффективности и эфемерности проводимой политики» [1, S. 125]. Такой политической модели противостоит идеал практического гуманизма,​ который стремится к «Просвещению» таким образом,​ «чтобы каждый и каждая мог открыто общаться и обосновывать все те истины,​ которые по каким-то причинам для него или для нее являются важными» [1, S. 137]. 
- 
-Седьмая лекция посвящена «Задачам современного гуманизма в политике,​ экологии и культуре». Говоря о практическом гуманизме,​ отмечает Вольф, мы всегда подразумеваем освобождение от господства. Он направлен в первую очередь против отчуждения власти,​ которое,​ в конечном счете, приводит к тому, что «человек может распоряжаться деятельностью других людей» [1, S. 150]. Целью практического гуманизма в таком случае является низвержение такой системы демократии,​ в которой всегда присутствует момент господства. 
- 
-Последняя лекция посвящена теме «Гуманизм как образ жизни». В ней Вольф поднимает вопрос об индивидуальном существовании человека. «Бесспорная,​ а также неизбежная конечность нашей жизни – это исходный пункт гуманизма». [1, S. 163]. Вольф убежден,​ что практический гуманизм,​ в отличие от философии,​ в которой он усматривает элитарность,​ а также духовности,​ которая строится на ошибочном представлении о существовании потустороннего мира, является наилучшей жизненной программой для человека. [1, S. 169]. Он определяет его как «радикально практическую рабочую гипотезу»,​ следование которой предполагает продуктивную и целеустремленную работу над тем, чтобы низвергнуть все отношения,​ в которых не ценят человеческое достоинство [1, S. 184].  
- 
-Гуманистический проект Вольфа,​ по утверждению немецкого исследователя свободомыслия Флориана Бааба, обнаруживает целый ряд слабых мест в теоретическом обосновании,​ что делает его несостоятельной моделью. Самая большая проблема в построении Вольфа состоит в том, что он, отвергая существование абсолютных истин, предлагает в то же время теорию возникновения истин в результате «нескончаемых разговоров человечества». Вольф должен признать,​ пишет Бааб, что если бы человечество в процессе этого дискурса пришло к какому-то результату,​ истина не могла бы родиться из общего согласия [Baab F. Was ist Humanismus? Geschichte des Begriffes, Gegenkonzepte,​ säkulare Humanismen heute. Bd. 51. Regensburg: Pustet, 2013. – S. 165.]. ​ 
- 
-Бааб справедливо замечает,​ что проект Вольфа необходимо понимать как теорию,​ которая хотела бы приспособить идеи левой политической ориентации к условиям современного плюрализма и глобализации. Таким образом,​ заключает Бааб, понятие гуманизма в проекте Вольфа является синонимом «марксизма,​ обеспокоенного проблемой необходимости реформирования,​ который,​ пытаясь вывести свое учение из духовной ситуации постмодернизма,​ доводит себя до деконструкции» [Baab F. Was ist Humanismus..,​ S. 168].  
- 
-На наш взгляд,​ кажется неожиданным,​ что Вольф, будучи марксистом,​ определяя гуманизм согласно Марксу,​ разделяя социально-политические идеи марксизма,​ является президентом Гуманистического союза, некогда отмежевавшегося от марксизма. Это иллюстрирует сложный характер эволюции и преемственности гуманистического мировоззрения. ​ 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-  - Wolf von F. O. Humanismus für das 21. Jahrhundert Humanistischer Verband Deutschlands,​ Landesverband Berlin-Brandenburg;​ Auflage: 2009. – 184 S. 
-  - Wolf von F. O. Eine verdeckte Strategie der Affirmation. Warum Joachim Kahls Weltlicher Humanismus keine Philosophie für unsere Zeit bietet. Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell, 17). Berlin: Humanistische Akademie, 2005. – S. 72. 
-  - Wolf von F. O. Humanismus und Philosophie:​ vor der westeuropäischen Neuzeit; elf Lektüren zur Vorgeschichte des modernen Humanismus. Berlin: Humanistischer Verb. Deutschlands,​ Landesverb. Berlin, 2003. – 112 S.