/

Это старая версия документа!


Томас Генри Хаксли

Автор: Валерия Слепцова

Томас Генри Хаксли [Гексли] (Thomas Henry Huxley, 1825-1895) - английский биолог, соратник и последователь Ч. Дарвина, антиклерикал, сциентист, агностик.

Вехи жизни и творчества

В одном из своих эссе, «Эволюция теологии» (1886), Хаксли подчеркивает, что Библия — это результат развития «интеллектуальной и моральной жизни народа Израиля в течение веков». Теология (под которой понимается теоретическая составляющая религии), по мысли Хаксли, является естественным продуктом человеческого разума, и проходит этапы развития. Поэтому, например, в Библии можно обнаружить множество «остатков форм мысли, которые существовали когда-то». И задачей исследователя, таким образом, является восстановление этих форм и «их тщательное сравнение с существующими ныне формами теологии» (Huxley T.H. Science and Hebrew Tradition, P. 289-290). В этом эссе Хаксли, по сути, рассуждает с позиций сравнительного религиоведения, привлекая для вычленения из книг Судей и Самуила «ископаемых остатков» верований прошлого данные о религиях Мехико и Перу, Полинезии, Древнего Египта и Японии (данные эти он приводит из работ Тайлора, Маринера, Моэренхаута).

Хаксли с большим недоверием относился к философии религии, поскольку она часто «оказывается религией философов» (Courtney J.E. Freethinkers of 19 century, 1920, P. 161). История же религий, поскольку она оперирует фактами: собирает и сравнивает их, является наукой. Отвергая чудеса, описанные в Новом завете, выступая против утверждений о том, что наука подтверждает истинность процесса творения, описанного в Бытии, Хаксли, тем не менее, не отвергает религию как таковую. «Единственная религия, которая меня трогает, - утверждал Хаксли,- это иудаизм Пророков.Добавьте к нему что-то из лучших стоиков, что-то из Спинозы и что-то из Гете,и вот она — религия для людей»(Cit.ex. Courtney J.E. Freethinkers of 19 century, 1920, P. 169).

Основные произведения:

  • Huxley T. H. Science and Hebrew Tradition, NY: Appleton & Company, 1896:
  • On the Method of Zadig, 1880;
  • The Interpreters of Genesis and the Interpreters of Nature, 1885;
  • Mr. Gladstone and Genesis, 1886;
  • The Evolution of Theology: an Anthropological Study, 1886;
  • The Light of the Church and the Light of the Science, 1890.
  • Huxley T. H. Science and Christian Tradition, NY: Appleton & Company, 1899:
  • Scientific and Pseudo-Scientific Realism, 1887;
  • Science and Pseudo-Science, 1887;
  • An Episcopal Triology, 1887;
  • The Value of Witness to the Miraculous, 1889;
  • Agnosticism, 1889;
  • Agnosticism: a Rejoinder, 1889;
  • Agnosticism and Christianity, 1889;
  • The Keepers of the Herd of Swine, 1890;
  • Illustrations of Mr. Gladstone's Controversial Methods, 1891;
  • Possibilities and Impossibilities, 1891.