/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

шмидт-саломон_михаэль [2015/12/25 23:17]
stanislav_panin [Вехи жизни и творчества]
шмидт-саломон_михаэль [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Михаэль Шмидт-Саломон ====== 
-**Автор:​ Екатерина Коростиченко** 
  
-Михаэль Шмидт-Саломон (Michael Schmidt-Salomon,​ род. 1967) – немецкий философ,​ писатель,​ эволюционный гуманист,​ генеральный директор и главный теоретик Фонда Джордано Бруно (gbs). ​ 
- 
-====== Вехи жизни и творчества ====== 
- 
-{{ :​15_schmidt-salomon.jpg?​200|}}Михаэль Шмидт-Саломон родился в 1967 году в Трире в либеральной католической семье. Изучал педагогику в Трирском университете. В 1997 году получил степень PhD в области педагогики. С 1992 по 2001 он работал научным сотрудником и преподавателем в Трирском университете. С 1999 по 2007 Шмидт-Саломон был ответственным редактором политического журнала вневероисповедных граждан и атеистов – «Материалы и информация в настоящее время» (Materialien und Informationen zur Zeit) – печатного органа Международного союза вневероисповедных граждан и атеистов (IBKA e.V). С 2004 по 2006 Шмидт-Саломон был исполнительным директором Фонда Джордано Бруно – немецкой некоммерческой организации,​ главной целью которой является продвижение идей эволюционного гуманизма. С 2006 года он является генеральным директором этой секулярной организации. В 2006 году Михаэль Шмидт-Саломон от имени организации написал свой главный философский труд – «Манифест эволюционного гуманизма». ​ 
- 
-Целью Манифеста,​ а также ассоциации в целом, стало создание «альтернативной доминирующей культуры»,​ которая заимствует лучшие традиции у науки, философии и искусства для «защиты незавершенного проекта просвещения общества от его врагов» [1, S. 1]. Фонд имеет натуралистическую,​ гуманистическую,​ религиозно-критическую и антиклерикальную направленность и придерживается того взгляда,​ что религия и по сей день оказывает пагубное влияние на культурную эволюцию человечества. «Доминирующая культура гуманизма и просвещения» призвана противостоять не только «доминирующей христианской культуре»,​ но также политическому проекту мультикультурализма. ​ 
- 
-====== Эволюционный гуманизм ====== 
- 
-Доктрина эволюционного гуманизма Михаэля Шмидта-Саломона,​ сформулированная им в «Манифесте»,​ представляет собой один из вариантов гуманистического учения. Шмидт-Саломон исходит из теории британского биолога Джулиана Хаксли,​ изложенной им, в частности,​ в эссе «Эволюционный гуманизм» (1957). Шмидт-Саломон соглашается с предположением Хаксли,​ что в ближайшем будущем возникнет религия,​ которая будет основываться на вере в знание,​ и этой религией должен стать эволюционный гуманизм. В центре внимания эволюционного гуманизма Дж. Хаксли находится утверждение,​ что «человеческое бытие может совершенствоваться,​ что в высшей степени можно реализовать огромные неисчерпаемые возможности человека,​ и что на смену разочарованиям может прийти человеческое бытие, наполненное смыслом» [Baab F. Was ist Humanismus? Geschichte des Begriffes, Gegenkonzepte,​ säkulare Humanismen heute. Bd. 51. Regensburg: Pustet, 2013. – S. 190]. Это и многие другие утверждения Хаксли находят поддержку в Манифесте Шмидта-Саломона. Михаэль Шмидт-Саломон во многих местах своей книги ссылается на Хаксли и характеризует его как образец исключительно гуманного человека. Близкое понимание религии,​ сущности эволюционного гуманизма,​ роли образования и науки в продвижении идей эволюционного гуманизма сближает этих двух философов. Так же как и Хаксли,​ Шмидт-Саломон считает,​ что наилучшей формой мировоззрения является эволюционный гуманизм. ​ 
- 
-Свою книгу Михаэль Шмидт-Саломон начинает с утверждения,​ что сегодня человечество живет в эпоху асинхронности:​ «когда технологически мы шагнули в XXI век, но наши взгляды на мир характеризуются древними легендами,​ которым тысячи лет. Эта комбинация высокого уровня технических возможностей и глубоко наивных детских верований может в будущем привести к гибельным последствиям» [1, S. 7]. Далее Михаэль Шмидт-Саломон предупреждает об опасности религиозного фундаментализма,​ использующего достижения цивилизации. При этом Шмидт-Саломон проводит четкую грань между фундаментализмом и просвещенными (либеральными) верующими. По его наблюдениям,​ «просвещенная вера» находится в состоянии упадка,​ а группы фундаменталистов растут. Причину утраты просвещёнными верованиями своего прежнего статуса он усматривает в том, что никогда еще бездна между научными знаниями и религиозными верованиями не была так велика,​ как сейчас. ​ 
- 
-Далее Шмидт-Саломон переходит к рассмотрению концепции эволюционного гуманизма (в духе Хаксли),​ следуя принципам которого можно, по его мнению,​ избежать проблемы религиозного фундаментализма в будущем. Понятие «гуманизм»,​ пишет он, охватывает «все те духовные течения [...], которые,​ во-первых,​ в своей теории и практике исходят из «реально существующего человека»,​ а не из допущения о существовании воображаемых богов или из рассказов о спасении,​ а во-вторых,​ ставят себе целью так организовать условия жизни, чтобы стало возможным свободное развитие личности для всех людей». Иными словами,​ понятие гуманизма связано с натуралистическим подходом к человеку и миру, а также с преобразованием земной жизни в интересах всего общества. 
- 
-Для обоснования практической направленности гуманизма Шмидт-Саломон,​ как и президент Гуманистического союза Фридер Отто Вольф, ссылается на сокращенную,​ в оригинале не связанную с понятием гуманизма,​ цитату из работы К. Маркса «К критике Гегелевской философии права». В видоизмененном варианте она выглядит так: «категорическим императивом гуманизма является необходимость низвергнуть все отношения,​ в которых человек представляется как униженное,​ порабощенное,​ покинутое,​ одинокое существо» [1, S. 14].  
- 
-М. Шмидт-Саломон подчеркивает,​ что необходимо заботиться о том, чтобы многочисленные научные знания эффективно использовались,​ а потому следует исходить только из «проверенных знаний о человеке и мире». Гуманизм не должен игнорировать биологические корни человека и поддерживать такие отношения между людьми,​ в которых может раскрыться позитивный потенциал Homo sapiens. Для этого необходимо «понимать человека как природное существо,​ иметь веру в свободный,​ независимый разум» [1, S. 14]. В натуралистическом смысле,​ пишет он, жизнь нужно определять,​ как «процесс самоорганизации,​ базирующийся на принципе эгоизма». Всякое живое существо было рождено с глубоко укорененной предрасположенностью к увеличению своего удовольствия и минимизации страданий [1, S. 19]. М. Шмидт-Саломон утверждает,​ что во всей Вселенной,​ лишенной смысла,​ человек – единственный,​ кто пользуется «привилегией черпать смысл жизни из самой жизни»,​ поэтому эволюционный гуманизм призывает людей стать просвещенными гуманистами и «следовать путем греческого философа Эпикура» [1, S. 24].  
- 
-Интерпретация религии Шмидтом-Саломоном осуществляется в рамках философского натурализма,​ что не исключает своеобразия его подхода к частным проблемам. Он обращает внимание на то, что слово «вера» имеет неоднозначный смысл. С одной стороны,​ в процессе познания вполне уместна «рациональная форма веры», которая подразумевает,​ что некто «недостаточно уверен в своем знании». С другой стороны,​ существует вера (имеется в виду религиозная),​ которую нужно понимать с точностью до наоборот – в том смысле,​ что «некто считает что-то непременно истинным,​ чтобы дополнительно утвердить себя в своей вере». Основная проблема такой веры в том, что ей свойственно воспринимать императивные человеческие утверждения как священные,​ и потому считать их неприкосновенными,​ незыблемыми. Такая «иррациональная форма веры» препятствует прогрессу познания и гуманности и порождает серьезные конфликты. Эволюционные гуманисты,​ напротив,​ исходят из «рациональной веры», предполагающей,​ что «научные методы логики [...] и эмпиризм [...] являются лучшими инструментами познания мира» [1, S. 37]. Научное знание уже только потому превосходит религиозную веру, что знает о собственной ограниченности. ​ 
- 
-М. Шмидт-Саломон считает,​ что необходимо произвести конверсию религиозного. Крайне необходим «процесс всеобщего религиозного разоружения» [1, S. 49]. Он подчеркивает,​ что критика религии вполне оправданна и правомерна. Необходим критический,​ рациональный подход к религии,​ чтобы отделить ее ценные элементы (автор рассматривает религии как «культурные сокровищницы человечества») от архаических ошибок и связанных с ними зачастую варварских «моральных ценностей». Религии – плоды человечества,​ такие же, как другие продукты и институты,​ созданные нашим видом в ходе эволюции. Следовательно,​ религиозные тексты должны восприниматься в той же критической манере,​ что и работы древних философов,​ тем более что последние даже превосходили религиозные тексты этически,​ интеллектуально и во многих других областях [1, S. 53]. 
- 
-Суждения о вере и религии Шмидт-Саломон связывает с разъяснением своей философской (натуралистической) позиции:​ «это значит,​ что мы верим в то, что Вселенная может быть рационально объяснена и что нет богов, духов, привидений,​ гоблинов и любых других демонов,​ вмешивающихся в законы природы» [1, S. 55]. Это в свою очередь означает,​ продолжает он, что «определение Бога, который не вмешивается в законы природы (это определение несовместимо с верованиями креационистов или чудесами),​ не противоречит натурализму,​ даже если многие сторонники натурализма предпочитают обходиться без этой “неэлегантной гипотезы бога”». В случае с понятием о личном Боге все иначе. Понятие о «Боге как личности со специфическими качествами,​ интересами» должно быть опровергнуто согласно принципу экономии мышления («бритва Оккама»). Поэтому,​ скорее всего, «чудеса» стоит оценивать как «массовую истерию»;​ «воскрешение Иисуса» как «проекцию желаемого его последователей»;​ «субъективные переживания божественного» как отражение специфических нейронных процессов [1, S. 50]. Автор придерживается мнения,​ что религия вызвана неврологическими нарушениями работы мозга, которые оправданы с эволюционной точки зрения и только с натуралистических позиций могут быть объяснены. Эта позиция развертывается в русле идей «новых атеистов»,​ например,​ Р. Докинза,​ который утверждает,​ что вера в Бога является «видом ментальной болезни»,​ или Д. Деннета,​ который предлагает рассматривать религию как природный феномен (natural phenomenon). ​ 
-М. Шмидт-Саломон считает,​ что натуралистические основания религии неискоренимы и являются врожденными свойствами человека. Объясняя сущность религии из эволюции,​ М. Шмидт-Саломон пишет, что согласно эволюционному гуманизму,​ она укоренена в самой природе человека,​ генетически определена. 
- 
-Понятие «религия» у Шмидта-Саломона утрачивает свою специфику,​ трактуется широко,​ включая также светские идеологии. Главным врагом автора является религия,​ в понятие которой он включает не только формы собственно религиозных верований,​ но и политические учения разного направления. Политическими религиями он называет фашизм и большевизм. Несмотря на очевидную разницу этих видов идеологии,​ он ставит знак равенства между ними. Определяя национал-социализм как политическую религию,​ тем самым он отстраняется от вопроса о происхождении фашизма. Вместо этого он старается доказать,​ что фашизм и сталинизм имеют общие основания:​ оба тоталитарные,​ стоящие не на фундаменте Просвещения,​ а на основе религиозного мировоззрения. Его ключевая мысль – приписывание марксистскому мышлению той же самой религиозности [1, S. 83].  
-По его мнению,​ Бога можно описать как «воображаемого альфа-самца»,​ типичную конструкцию мозга приматов,​ которая могла появиться,​ среди прочего,​ потому,​ что приносила некоторым членам нашего вида явную пользу в борьбе за ресурсы[1,​ S. 61]. Священнослужителей он изображает умными «альфа-самцами»,​ особенно изворотливыми,​ а религию,​ соответственно,​ как сговор священников [1, S. 53]. Как видим, доктрина данного варианта эволюционного гуманизма носит эклектический характер,​ соединяя в себе отголоски идей, помимо упомянутых мыслителей,​ также У. Джемса,​ Ф. Ле-Дантека,​ просветителей XVIII в.  
- 
-Любопытно,​ что «этика без Бога» не представляется М. Шмидту-Саломону чем-то невозможным. С одной стороны,​ «люди на протяжении многих веков вновь и вновь выдвигали свои представления о ценностях как заповедях Бога, что ясно доказало «произвольность религиозного критерия оценки». С другой стороны,​ и без того «всем религиозным текстам» еще очень далеко до достижения минимального этического стандарта,​ принятого в цивилизованном обществе [1, S. 67].  
- 
-В заключение М. Шмидт-Саломон высказывается о «доминирующей культуре гуманизма и просвещения». «Несмотря на то, что все великие достижения модерна были связаны с традицией Просвещения,​ она до сих пор ведет «подпольную борьбу в мировоззренческой области» [1, S. 131]. Для того чтобы изменить эту ситуацию,​ необходимо пойти по «иному пути в образовательной сфере» [1, S. 133]: нужно прекратить государственную поддержку религии [1, S. 137], и в том числе отменить преподавание уроков религии. Представленная им «доминирующая культура»,​ по мнению автора Манифеста,​ вступила на «путь по ту сторону фундаментализма и произвольности». Преимущества этой культуры,​ согласно Шмидту-Саломону,​ несомненны:​ с одной стороны,​ она оказывает людям поддержку в поиске смысла жизни, с другой стороны,​ она достаточно открыта,​ чтобы не ограничивать самостоятельность людей [1, S. 146].  
- 
-В приложении к книге находятся ключевые тезисы Шмидта-Саломона в форме десяти заповедей эволюционного гуманизма [1, S. 154-156], являющихся своеобразной альтернативой десяти библейским заповедям:​ 
-  - Не служи чужим или местным «богам»,​ но лишь великому этическому идеалу уменьшения страдания в мире; 
-  - Будь справедлив к своему ближнему и дальнему;​ 
-  - Не бойся авторитетов,​ имей смелость использовать свой разум; 
-  - Не лги, не жульничай,​ не кради, не убивай,​ разве что не будет иного пути, чтобы достичь и защитить гуманность;​ 
-  - Не морализируй,​ помогай устранять те пагубные обстоятельства,​ от которых в наши дни страдают люди – ты будешь удивлен,​ когда откроешь для себя, насколько дружелюбными,​ творческими и обаятельными могут быть Homo Sapiens, подчас несправедливо называемые «дикими животными»;​ 
-  - Не вырабатывай в себе иммунитет к внешней критике;​ честная критика – это дар, который не должно отвергать;​ 
-  - Не чувствуй себя чересчур уверенным! Но и ставь под вопрос свои сомнения! Даже если все, что мы знаем, ограниченно,​ и временно приходится опираться на свои убеждения. Будь восприимчив к лучшим аргументам,​ – только так ты сможешь избежать догматизма и авторитаризма. ​ 
-  - Борись со склонностью видеть вещи такими,​ как их привыкли видеть. Прежде чем принимать решение,​ рассмотри каждую точку зрения;​ 
-  - Наслаждайся своей жизнью – скорее всего, она у тебя одна! 
-  - Посвяти свою жизнь служению высшему благу, будь частью традиции,​ которая стремится сделать этот мир более прекрасным и достойным для жизни. Такое отношение не только этично,​ но также является лучшим способом наполнить свою жизнь смыслом. ​ 
- 
-Содержание «Манифеста эволюционного гуманизма»,​ по обоснованному утверждению немецкого исследователя Флориана Бааба, можно свести к трем простым тезисам: ​ 
-  - Религия – это объяснимый с точки зрения эволюционной теории механизм бегства от реальности,​ который содействует угнетению и господству одних людей над другими. ​ 
-  - В противоположность религии существует историческое движение Просвещения,​ которое опирается на «науку,​ философию и искусство». ​ 
-  - Чтобы одержать победу в будущем,​ секуляристам необходимо широко распространять идеалы этого движения как «доминирующей культуры» ​ 
-[по: Baab F. Was ist Humanismus… – S. 202]. 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-  - Schmidt-Salomon M. Manifest des evolutionären Humanismus. Plädoyer für eine zeitgemäße Leitkultur. Aschaffenburg Alibri-Verl. 2006. – 196 S. 
-  - Schmidt-Salomon M. Leitkultur Humanismus und Aufklärung. Jenseits von Fundamentalismus und Beliebigkeit. Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell, 17). Berlin: Humanistische Akademie, 2005. – S. 31-34. 
-  - Schmidt-Salomon M., Frerk С. Die Kirche im Kopf: von "Ach, Herrje!"​ bis "Zum Teufel!"​. Aschaffenburg:​ Alibri-Verl.,​ 2007. – 286 S. 
-  - Schmidt-Salomon M., Tilly J. Anleitung zum Seligsein. Aschaffenburg:​ Alibri-Verl.,​ 2011. – 211 S. 
-  - Schmidt-Salomon M. Jenseits von Gut und Böse: warum wir ohne Moral die besseren Menschen sind. München; Zürich: Piper, 2012. – 367 S.