/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

шолль_карл [2015/12/25 23:33]
stanislav_panin
шолль_карл [2016/08/05 14:38]
Строка 1: Строка 1:
-====== Карл Шолль ====== 
-**Автор:​ Екатерина Коростиченко** 
  
- 
-Карл Шолль (Carl Scholl, 1820-1907) – немецкий писатель,​ теолог,​ революционер,​ один из лидеров свободно-религиозного движения (основатель свободной общины Мангейма). ​ 
- 
-===== Вехи жизни и творчества ===== 
-  
-Карл Шолль родился 17 августа 1820 года в Карлсруэ в семье священника. После окончания лицея,​{{ :​170px-theodor_schultz_bildnis_des_theologen_carl_scholl_1848.jpg?​200|}} начиная с 1838 года, изучал философию и протестантскую теологию в Тюбингенском университете. Во время обучения в университете под влиянием философии Гегеля,​ а также историко-критического исследования христианства Давида Фридриха Штрауса он постепенно отошел от ортодоксальной христианской веры. На формирование его идей также повлиял пантеизм Джордано Бруно; к окончанию университета Шолль придерживался пантеистических взглядов. Шолль критически оценивал христианское учение,​ прежде всего это касалось церковной догматики. После окончания обучения в духовной семинарии в Гейдельберге в 1842 году Шолль получил место преподавателя в лицее в Карлсруэ. Помимо преподавания в лицее он читал проповеди и проводил богослужения в городской церкви. Его критические замечания о христианском учении,​ высказываемые им на проповедях,​ в конечном счете привлекли к нему внимание церковного руководства. Даже после предупреждения со стороны церковных властей Шолль оставался верен своим критическим взглядам. ​ 
-На проповеди 5 января 1845 года он выразил свою позицию в отношении Библии: ​ 
-«Мы слишком часто забываем о том, что Библия – эта книга, написанная человеком,​ а не дарованная нам небесами,​ и что в течение столетий она претерпевала множество изменений под пером человека» [4, S. 178]. 
- 
-В этой проповеди,​ помимо критики Библии,​ он указал на многие противоречия в христианском учении,​ отверг церковный догмат о бессмертии души. В результате был отстранён от церковной службы. ​ 
- 
-В решении Евангелического верховного церковного совета Карлсруэ от 17 января 1845 сообщается:​ «С особенным дерзновением и безрассудством во время проповедей он высказывал идеи, которые подвергают критике веру в божественный авторитет,​ подлинность книг, входящих в Священное писание;​ находятся в противоречии с учениями о божественном откровении,​ о духовном мире, о грехе и даже о бессмертии души в христианском понимании,​ отвергают будущую жизнь после смерти» [4].  
- 
-Шолль не был одинок в своих оценках религии и церкви. В домартовский период (Vormärz) в адрес церковных и светских властей часто раздавались критические суждения. В это время в лоне протестантской и католической церквей зародились новые социально-политические движения. В протестантском лагере таким движением было движение «Протестантских друзей»,​ первоначально объединившее 16 священников,​ которые выступали против наличествующего в евангелической церкви пиетизма,​ против догматизма ее церковных представителей,​ и при этом разделяли идеи философии Просвещения. Карл Шолль примкнул к ним. ​ 
- 
-Внутри католической церкви также сформировалось схожее движение,​ оппозиционное главенствующей церковной иерархии,​ так называемые «немецкие католики». ​ 
-«Немецкие католики» и «протестантские друзья света»,​ выступавшие против традиционных христианских представлений,​ основывали совместные общины,​ так называемые «свободные /​свободно-религиозные общины»,​ из которых позднее развилось свободно-религиозное движение. 
-  
-17 августа 1845 года в Маннгейме была основана немецко-католическая община [7, S. 148]. 4 января 1846 года Карл Шолль выступил там с докладом,​ который был встречен с большим пониманием и сочувствием,​ что привело его к мысли проповедовать в этой общине. Однако он занимал эту должность лишь на протяжении года: происходили конфликты на почве того, что Шолль отвергал различные обряды,​ принятые в католицизме,​ и главным образом из-за того, что он выступал за равноправие женщин в общине,​ требуя,​ чтобы им было предоставлено равное с мужчинами право голоса. По тем временам это требование было исключительно революционным. ​ 
- 
-Из лагеря либералов и демократов,​ к которому принадлежал Шолль, все сильнее раздавалась критика в адрес монархической системы и политики Ватикана. «Никакого папы и никаких иезуитов больше,​ никакого принуждения в вере… все немцы достигли религиозного совершеннолетия и самостоятельности… Германия единая,​ сильная,​ свободная и великая,​ Германия превыше всего!» [1, S. 13], – писал Карл Шолль в своем раннем сочинении «Сущность немецкого католицизма или примирение веры и знания». ​ 
- 
-Летом 1847 года Шолль уехал в Гамбург,​ где краткое время занимался преподавательской деятельностью. В революционные годы 1848-49 он участвовал в политических событиях;​ в Вене принимал участие в массовых восстаниях. В Граце совместно с Иоганном Ронге Шолль основал немецко-католическую общину. Вскоре после подавления революции и победы реакции в Австрии он подвергся преследованиям и был выслан и страны. ​ 
- 
-Шолль вернулся в Германию и стал проповедником новообразованной «свободной христианской общины» в Швайнфурте,​ но вскоре из-за преследований властей бежал в Карлсруэ. Однако и оттуда из-за обвинений в государственной измене был вынужден бежать,​ на этот раз – в Швейцарию. В Цюрихе Шолль был главой собственного театра. Он исполнял эту должность вплоть до амнистии в 1858 году. ​ 
- 
-В 1860 году Шолль возглавил немецко-католическую общину Маннгейма. В 1868 году он переехал в Нюрнберг и стал проповедником «Свободно-религиозной общины». В этот период Шолль получил широкую известность по всей Германии,​ его доклады часто перепечатывались и использовались другими проповедниками свободных общин. Шолль в своей общине отказался от традиционных христианских ритуалов,​ в проповедях обращался к современным научным сведениям – главным образом,​ к дарвинизму. ​ 
- 
-В декабре 1869 года Шолль стал издавать ежемесячный журнал «Да будет свет! Вклад в продвижение религии гуманности» («Es werde Licht! Beiträge zur Förderung der Religion der Humanität»). На страницах журнала он распространял и популяризовывал идеи своего близкого друга Людвига Фейербаха,​ с которым познакомился и сразу же завязал тесную дружбу в 1868 году в Нюрнберге. Шолль, долгое время разделявший пантеистические взгляды,​ под влиянием Фейербаха стал убежденным атеистом. В конце 60-х годов он подчеркивал:​ «…вне действительного мира в его бесконечности не существует ничего» [8, S. 493]. Также на страницах журнала Шолль размещал призывы к пожертвованиям в пользу Фейербаха,​ когда тот заболевал или испытывал финансовые трудности. Этим журналом Шолль руководил более 30 лет, только в возрасте 80 лет передав руководство журнала в другие руки. Из-за работы над журналом и активной общественной деятельности Шолль прервал на некоторое время деятельность в качестве проповедника. Тем не менее, Нюрнберг оставался центром его жизни. ​ 
- 
-В 1880 году в Брюсселе был основан Международный союз свободомыслящих (Fédération Internationale de Libres Penseurs) – «Объединение всех рационалистических обществ мира». Годом позже, в 1881 году в Германии был создан Немецкий союз свободомыслящих (Der Deutsche Freidenkerbund,​ кратко DFB). DFB стал первой буржуазной атеистической организацией,​ которая полностью порвала с религиозными представлениями,​ которые были все еще сильны в свободно-религиозных общинах. Многие из известных тогда вольнодумцев (Л. Бюхнер,​ М. Нордау,​ М. Отто фон Корвин,​ А. Шпехт) принимали участие в создании Немецкого союза свободомыслящих. Карл Шолль также входил в число его основателей. ​ 
- 
-До 1899 года Шолль оставался в Нюрнберге в качестве издателя «Да будет свет» и проповедника свободно-религиозного мировоззрения. Остаток жизни Шолль прожил в Мюнхене,​ где и был похоронен в 1907 году. ​ 
- 
-===== Основные сочинения ===== 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-1. Scholl C. Das Wesen des Deutschkatholicismus oder die Versöhnung des Glaubens und der Wissenschaft. Sonntägliche Vorträge. Mannheim: Verlag von Friedrich Bassermann, 1846.  
- 
-2. Scholl C. Zur Einigung der Confessionen in der Religion der Humanität. Mannheim: T. Löffler, 1860.  
- 
-3. Scholl C. Aus dem Leben einer freien Gemeinde. Mannheim, 1863. 
- 
-4. Scholl С. Meine Suspension. Es werde Licht, 1875. – Nr.12. ​ 
- 
-5. Scholl C. Das Judentum und seine Weltmission. Leipzig, Robert Friese, 1880. 
- 
-6. Scholl C. Die freien religiösen Gemeinden im Dienste der Aufklärung und Versöhnung. Bamberg: Dr. und Verl. Handelsdruckerei,​ [1898]. 
- 
-===== Литература о Карле Шолле ===== 
- 
- 
-7. Pilick E. Lexikon freireligiöser Personen. Reihe Minoritätenlexikon;​ Bd. 1. Verlag Peter Guhl, Rohrbach Pfalz, [ca. 1997]. ​ 
- 
-8. Steuerwald H. Kritische Geschichte der Religionen und freien Weltanschauungen:​ eine Einführung. Neustadt am Rüb.: Angelika Lenz, 1999.