/

Роде Эрвин

Автор: Давид Дамте

Эрвин Роде (Erwin Rohde, 1845 – 1898) – немецкий филолог-классик, историк религий.

Вехи жизни и творчества

Эрвин Роде начал свой научный путь с внушительных сочинений по античному роману, а также с исследований античного театра. Эти работы Роде стали популярными в широких научных кругах и сделали их автора одним из наиболее значительных историков античной литературы второй половины XIX века. Его филологические устремления отчасти пересекались с интересами Ницше: они были друзьями еще со студенческих лет и состояли в интересной переписке, которая продолжалась довольно долго и отражала всю сложность отношений двух выдающихся мыслителей. Роде был одним из тех, кто приветствовал появление одной из главных работ Ницше «Рождение трагедии из духа музыки» (отрицательной точки зрения относительно ценности этой работы придерживался другой выдающийся знаток античности Ульрих фон Виламовиц-Меллендорф, с которым Роде вступил в полемику).

(Илл. Слева направо: Эрвин Роде, Карл фон Герсдорф, Фридрих Ницше)

Инересы Роде привели его к исследованию одного из интереснейших сюжетов истории религий – веры в бессмертие души. В своем главном религиоведческом сочинении «Психе. Культ душ и вера в бессмертие души у греков» Роде исследует культ душ и формы почитания душ умерших в Древней Греции, рассматривает хтонические божества, подробно анализирует представления греков о загробной жизни (тема, сама по себе не так часто становившаяся предметом внимательного исследования), начиная свое исследование со времен Гомера и доводя его до поздней Античности. Ученый привлекает большое количество источников, в том числе литературных, скрупулезно рассматривает орфико-пифагорейскую традицию, которая была очень важна в контексте представлений о бессмертии души. Во второй части работы Роде обращает наше внимание на то, что представление о бессмертных душах возникает у греков в очень давние времена под влиянием культа Диониса, в котором человек, отрываясь от земной реальности, погружался в экстаз [4: 296 – 297. Подробная разработка этой идеи и ее развитие: 4: 330 ff.]

На русский язык из сочинений Роде почти ничего не переведено. Тем более отсутствует сколь-нибудь подробный анализ его взглядов.

Основные сочинения

На русском языке:

1. Роде Э. Лжефилология. К освещению изданного д-ром философии Ульрихом фон Виламовицем-Мёллендорфом памфлета «Филология будущего!». Пер. с нем. А.В. Михайлова / Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. М.: Ad Marginem, 2001. С. 289 – 346.

На латинском языке:

2. De Julii Pollucis in apparatu scaenico enarrando fontibus. Scripsit Ervinus Rohde. Lipsiae: G. Engelmann, 1870.

На немецком языке:

3. Rohde E. Der griechische Roman und seine Vorläufer. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1876.

4. Rohde E. Psyche. Seelencult und Unsterblichkeitsglaube der Griechen. Freiburg im Breisgau und Leipzig: J.C.B. Mohr, 1894.

5. Rohde E. Die Religion der Griechen: Rede zum Geburtsfeste des höchstseligen Grossherzogs Karl Friedrich und zur akademischen Preisvertheilung am 22. November 1894. Heidelberg: J. Hörning, 1895.

6. Rohde E. Kleine Schriften. Mit Zusätzen aus den Handexemplaren des Verfassers. 2 Bde. Tübingen: Mohr, 1901 (собрание небольших работ и докладов Роде по истории античной литературы и религии).