/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
боас_франц [2016/02/16 11:49]
viktor_barashkov
боас_франц [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 8: Строка 8:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​боас.jpg?​200|}}Франц Боас родился ​в Германии, ​в г. Минден в 1858 году. С конца 1880-х годов жил постоянно в Америке. Опровергая преобладавшее в то время в Америке эволюционистское направление в антропологии,​ он выступал против концепции однолинейной эволюции. Напротив,​ он выдвигал требование тщательного изучения каждой отдельной культуры. Только после такого изучения можно предпринимать ее теоретическое осмысление. Боас преподавал в Колумбийском университете и его ученики (такие,​ как А.Л. Кребер,​ К. Уисслер,​ [[лоуи_роберт_гарри|Роберт Гарри Лоуи]], Э. Сепир, [[гольденвейзер_александр|Александр Гольденвейзер]],​ [[рэдин_пауль|Пауль Рэдин]],​ [[бенедикт_рут|Рут Бенедикт]]) составили основу следующего поколения американских антропологов. Они не во всем были согласны с концепциями своего учителя,​ но несомненно,​ что в их подходах к изучению первобытной культуры и религии было много общего. Во-первых,​ это следование непременному требованию проводить полевые исследования и в совершенстве владеть местными языками. Во-вторых,​ интерес к «устной истории»,​ что, в конечном счете, означало интерес к мифологии и религии. В-третьих,​ максимальное доверие к сообщениям информантов и следование методу «прямого цитирования». Наибольшее влияние идей Ф. Боаса в американской антропологии относится к 1890-м – 1920-м годам.+{{ :​боас.jpg?​200|}}Франц Боас родился в г. Минден ​(Германия) ​в 1858 году. С конца 1880-х годов жил постоянно в Америке. Опровергая преобладавшее в то время в Америке эволюционистское направление в антропологии,​ он выступал против концепции однолинейной эволюции. Напротив,​ он выдвигал требование тщательного изучения каждой отдельной культуры. Только после такого изучения можно предпринимать ее теоретическое осмысление. Боас преподавал в Колумбийском университете и его ученики (такие,​ как А.Л. Кребер,​ К. Уисслер,​ [[лоуи_роберт_гарри|Роберт Гарри Лоуи]], Э. Сепир, [[гольденвейзер_александр|Александр Гольденвейзер]],​ [[рэдин_пауль|Пауль Рэдин]],​ [[бенедикт_рут|Рут Бенедикт]]) составили основу следующего поколения американских антропологов. Они не во всем были согласны с концепциями своего учителя,​ но несомненно,​ что в их подходах к изучению первобытной культуры и религии было много общего. Во-первых,​ это следование непременному требованию проводить полевые исследования и в совершенстве владеть местными языками. Во-вторых,​ интерес к «устной истории»,​ что, в конечном счете, означало интерес к мифологии и религии. В-третьих,​ максимальное доверие к сообщениям информантов и следование методу «прямого цитирования». Наибольшее влияние идей Ф. Боаса в американской антропологии относится к 1890-м – 1920-м годам.
  
 Францу Боасу принадлежат несколько работ, посвященных первобытной мифологии и религии. Так, в ходе своих полевых исследований он собрал материалы,​ относящиеся к религиозным представлениям индейцев квакиутль,​ племени,​ изучению которого он посвятил всю свою жизнь, в специальный том «Религия индейцев квакиутль» (в нем представлены тексты на языке оригинала и в переводе на английский язык). Как вполне справедливо отмечает [[хульткрантц_оке|Оке Хульткрантц]] в своем обзоре истории исследования религии североамериканских индейцев,​ для Ф. Боаса тема религии была побочным продуктом в его работе (Hultkrantz Å. North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part II / History of Religions. 1967. Vol. 6. P. 184), в основном он публиковал тексты религиозного характера (молитвы,​ мифы, описание ритуалов) и избегал делать какие-либо обобщения. В то же время Хульткрантц отмечает важность того вклада,​ который Боас внес и в изучение религии. В этом плане особенно интересна работа Боаса «Социальная организация и секретные общества индейцев квакиутль»,​ которая «привела его к психологическим проникновениям в отношения между религией философа и мирянина,​ что через несколько лет дало стимул [для подобных исследований – В.Б.] П. Рэдину» (Hultkrantz Å. Ibid. P. 186-187). К вышеупомянутой работе примыкает статья «Этнологическое значение эзотерических доктрин» (1902). В ней Боас отмечал,​ что необходимо решить вопрос о соотношении экзотерических и эзотерических учений в обществе,​ и понять пути возникновения эзотерических представлений (Race, Language and Culture. P. 312-313). Здесь он также говорит о том, что религиозные представления секретных обществ можно считать философскими по тем проблемам,​ которые они разрешают. «Эзотерическая доктрина выражает реакцию лучших умов в обществе на общее культурное окружение,​ является их попыткой систематизации знания,​ лежащего в основе культуры данного общества» (Race, Language and Culture. P. 313). Ф. Боас призывает к одновременному изучению верований обычных людей и представителей секретных сообществ,​ так как они тесно взаимосвязаны. ​ Францу Боасу принадлежат несколько работ, посвященных первобытной мифологии и религии. Так, в ходе своих полевых исследований он собрал материалы,​ относящиеся к религиозным представлениям индейцев квакиутль,​ племени,​ изучению которого он посвятил всю свою жизнь, в специальный том «Религия индейцев квакиутль» (в нем представлены тексты на языке оригинала и в переводе на английский язык). Как вполне справедливо отмечает [[хульткрантц_оке|Оке Хульткрантц]] в своем обзоре истории исследования религии североамериканских индейцев,​ для Ф. Боаса тема религии была побочным продуктом в его работе (Hultkrantz Å. North American Indian Religion in the History of Research: A General Survey. Part II / History of Religions. 1967. Vol. 6. P. 184), в основном он публиковал тексты религиозного характера (молитвы,​ мифы, описание ритуалов) и избегал делать какие-либо обобщения. В то же время Хульткрантц отмечает важность того вклада,​ который Боас внес и в изучение религии. В этом плане особенно интересна работа Боаса «Социальная организация и секретные общества индейцев квакиутль»,​ которая «привела его к психологическим проникновениям в отношения между религией философа и мирянина,​ что через несколько лет дало стимул [для подобных исследований – В.Б.] П. Рэдину» (Hultkrantz Å. Ibid. P. 186-187). К вышеупомянутой работе примыкает статья «Этнологическое значение эзотерических доктрин» (1902). В ней Боас отмечал,​ что необходимо решить вопрос о соотношении экзотерических и эзотерических учений в обществе,​ и понять пути возникновения эзотерических представлений (Race, Language and Culture. P. 312-313). Здесь он также говорит о том, что религиозные представления секретных обществ можно считать философскими по тем проблемам,​ которые они разрешают. «Эзотерическая доктрина выражает реакцию лучших умов в обществе на общее культурное окружение,​ является их попыткой систематизации знания,​ лежащего в основе культуры данного общества» (Race, Language and Culture. P. 313). Ф. Боас призывает к одновременному изучению верований обычных людей и представителей секретных сообществ,​ так как они тесно взаимосвязаны. ​