/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
вильгельм_маннгардт [2016/03/18 14:06]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
вильгельм_маннгардт [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 7: Строка 7:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​mannhardt.jpg?​200|}}Маннгардт рос и развивался как исследователь в удивительное время, когда еще творили последние романтики,​ с которых собственно и началась история сравнительного исследования мифов и фольклористика. ​Судя по указаниям исследователей, Маннгардт с детства проявлял живой интерес к народным преданиям,​ к немецкой народной культуре. ​Позднее, когда он стал проводить ​научные исследования, он начал их с тщательного отбора материалакоторый ​самостоятельно собирал на протяжении довольно долгого времени в ходе полевых исследований. Для этого ​он (несмотря на общую слабость здоровья) объездил много сел и деревень,​ заглянув в самые отдаленные уголки и пообщавшись с сотнями и тысячами крестьян: благодаря этому он надеялся проникнуть в существо народного сознания,​ что было просто необходимым для исследования фольклора и отчасти также для ​изучения любимой области Маннгардта – германской мифологии. ​+{{ :​mannhardt.jpg?​200|}}Маннгардт рос и развивался как исследователь в удивительное время, когда еще творили последние романтики,​ с которых собственно и началась история сравнительного исследования мифов и фольклористика. ​Исследователи отмечаютчто ​Маннгардт с детства проявлял живой интерес к народным преданиям,​ к немецкой народной культуре. ​Для собственных теоретических ​исследований он всегда тщательно отбирал материал,​ самостоятельно собирал него ​а протяжении довольно долгого времени в ходе полевых исследований. Для этого (несмотря на общую слабость здоровья) ​Маннагрдт ​объездил много сел и деревень,​ заглянул в самые отдаленные уголки и пообщался с сотнями крестьян. Благодаря этому он надеялся проникнуть в существо народного сознания,​ что было необходимым для исследования фольклора и отчасти также для ​разработки германской мифологии. ​
  
-В этой сфере заслуги Маннгардта были неоспоримы; спустя ​некоторое время их признал Фрезер,​ собственная мысль которого начала развиваться под влиянием работ Маннгардта о культах плодородия,​ о культах полей и лесов. В разработке этих вопросов по полноте материала и широте охвата Маннгардту нет равных до сих пор. Для того чтобы, например,​ завершить одну из главных своих работ 2-томное сочинение «Культ лесов и полей»,​ Маннгардт привлек не только материалы по германской мифологии,​ но также активно задействовал множество античных источников,​ ныне совершенно недоступных,​ что только увеличивает ​ценность его труда. Он показал значение культов деревьев,​ аграрных культов и культов плодородия в целом, подробнейшим образом исследовал целый ряд соответствующих ритуалов (например,​ связанных с почитанием «последнего снопа»),​ классифицировал их и выделил их античные корни, а также сравнил представления германцев с представлениями других северных народов,​ в том числе, населяющих территорию России. ​+В этой сфере заслуги Маннгардта были неоспоримы. Спустя ​уже довольно долгое время их признал Фрезер,​ собственная мысль которого начала развиваться под влиянием работ Маннгардта о культах плодородия,​ о культах полей и лесов. В разработке этих вопросов по полноте материала и широте охвата Маннгардту нет равных до сих пор. Для того чтобы, например,​ завершить одну из главных своих работ 2-томное сочинение «Культ лесов и полей»,​ Маннгардт привлек не только материалы по германской мифологии,​ но также активно задействовал множество античных источников,​ ныне совершенно недоступных,​ что только увеличило ценность его труда. Он показал значение культов деревьев,​ аграрных культов и культов плодородия в целом, подробнейшим образом исследовал целый ряд соответствующих ритуалов (например,​ связанных с почитанием «последнего снопа»),​ классифицировал их и выделил их античные корни, а также сравнил представления германцев с представлениями других северных народов,​ в том числе, населяющих территорию России. ​
  
 Интерес к мифологии германцев у Маннгардта был столь велик, что вместе с Иоганном Вильгельмом Вольфом они начинают издавать журнал по немецкой мифологии (с 1853 по 1859 гг.), который объединил всех заинтересованных исследователей. На страницах издания появились интереснейшие статьи по немецкому фольклору,​ по устным преданиям,​ загадкам,​ народным обрядам,​ там же печатались интереснейшие обзоры литературы по отдельным вопросам. Этот шаг также способствовал институционализации фольклористики и дал еще один импульс к развитию сравнительных исследований мифологии. ​ Интерес к мифологии германцев у Маннгардта был столь велик, что вместе с Иоганном Вильгельмом Вольфом они начинают издавать журнал по немецкой мифологии (с 1853 по 1859 гг.), который объединил всех заинтересованных исследователей. На страницах издания появились интереснейшие статьи по немецкому фольклору,​ по устным преданиям,​ загадкам,​ народным обрядам,​ там же печатались интереснейшие обзоры литературы по отдельным вопросам. Этот шаг также способствовал институционализации фольклористики и дал еще один импульс к развитию сравнительных исследований мифологии. ​
  
-Той же цели были посвящены и два других сочинения Маннгардта – «Германские мифы» и «Боги германцев и северных народов». Миф понимается здесь как порождение глубин человеческой души, как следствие ряда бессознательных проекций своих состояний и своего видения мира на внешнюю реальность [4: 15, 20-25]. Однако не все здесь так просто:​ миф нельзя свести к каким-либо раз и навсегда законченным дефинициям. Мы должны понять его в его становлении,​ в его динамике ​и потому первоначальное понятие мифа дополняется и подкрепляется у Маннгардта внушительным фактическим фундаментом. Анализу подвергается все, начиная с культов отдельных лесных божеств или духов деревьев и заканчивая божествами судьбы и высшими богами германского пантеона. ​Все это исследуется с точки зрения истории религий и обязательно сопровождается филологическими пояснениями. ​ В этом заключается одна из важных особенностей исследований в сфере истории религий того времени:​ все те, кто их проводил,​ были первоклассными знатоками языков,​ они были филологами в высшем смысле этого слова, людьми,​ которые жили языком и умели чувствовать его малейшие нюансы (ведь то же можно сказать,​ к примеру,​ о Германе Узенере). Этот энциклопедизм в исследовании мифологии восходит к Якобу Гримму,​ который в своей «Немецкой мифологии» впервые предпринял попытку скрупулезного анализа мифологии германцев. ​+Той же цели были посвящены и два других сочинения Маннгардта – «Германские мифы» и «Боги германцев и северных народов». Миф понимается здесь как порождение глубин человеческой души, как следствие ряда бессознательных проекций своих состояний и своего видения мира на внешнюю реальность [4: 15, 20-25]. Однако не все здесь так просто:​ миф нельзя свести к каким-либо раз и навсегда законченным дефинициям. Мы должны понять его в его становлении,​ в его динамике. Поэтому первоначальное понятие мифа дополняется и подкрепляется у Маннгардта внушительным фактическим фундаментом. Анализу подвергается все, начиная с культов отдельных лесных божеств или духов деревьев и заканчивая божествами судьбы и высшими богами германского пантеона. ​Этот материал ​исследуется с точки зрения истории религий и обязательно сопровождается филологическими пояснениями. В этом заключается одна из важных особенностей исследований в сфере истории религий того времени:​ все те, кто их проводил,​ были первоклассными знатоками языков,​ они были филологами в высшем смысле этого слова, людьми,​ которые жили языком и умели чувствовать его малейшие нюансы (ведь то же можно сказать,​ к примеру,​ о Германе Узенере). Этот энциклопедизм в исследовании мифологии восходит к Якобу Гримму,​ который в своей «Немецкой мифологии» впервые предпринял попытку скрупулезного анализа мифологии германцев. ​
  
 В России труды Маннгардта до революции пользовались заслуженным признанием,​ вызывали неизменный интерес и симпатии не одного поколения исследователей. Однако до сих пор переводов его работ нет, а упоминания в современной отечественной литературе работ Маннгардта можно назвать эпизодическими. В России труды Маннгардта до революции пользовались заслуженным признанием,​ вызывали неизменный интерес и симпатии не одного поколения исследователей. Однако до сих пор переводов его работ нет, а упоминания в современной отечественной литературе работ Маннгардта можно назвать эпизодическими.
- 
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====