/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
георг_вундерле [2016/08/05 14:37]
127.0.0.1 внешнее изменение
георг_вундерле [2018/08/23 18:14] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 3: Строка 3:
 **Автор:​ Давид Дамте** **Автор:​ Давид Дамте**
  
-Георг Вундерле (Georg Wunderle, 1881 – 1950) – немецкий философ,​ психолог. В историю религиоведения вошел как автор ценных работ по психологии религии. Относится к числу основоположников этой религиоведческой дисциплины.+Георг Вундерле (Georg Wunderle, 1881 – 1950) – немецкий философ,​ психолог. ​ 
 +В историю религиоведения вошел как автор ценных работ по психологии религии. Относится к числу основоположников этой религиоведческой дисциплины.
  
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ ::​51k.jpg?​nolink&​200|}}Еще в молодости Вундерле испытывал интерес к истории философии,​ с одной стороны,​ а, с другой,​ - живо интересовался проблемами современных наук, в частности,​ психологии,​ интерес к которой только усилился под влиянием его контактов с О. Кюльпе (вюрцбургская психологическая школа). В своем основном религиоведческом сочинении ​под названием ​«Введение в современную психологию религии»,​ а также в работе «Религиозное переживание» Вундерле предпринимает попытку разработать собственный подход к проблемам истории этой дисциплины (начиная уже с творений Августина,​ которому он посвятил отдельное исследование) и излагает собственное видение ее задач и методологических принципов. В качестве одного из основных методов психологии религии Вундерле рассматривает критическое самонаблюдение,​ позволяющее описать и классифицировать религиозный опыт, который,​ по его мысли, является первичным в религии. При этом Вундерле не отказывает в правах и другим методам психологического исследования,​ известным на тот момент,​ говоря,​ в частности,​ о внешнем наблюдении,​ но отклоняя при этом некоторые экспериментальные методики,​ поскольку речь идет об индивидуальных душевных функциях. ​     ​+{{ ::​51k.jpg?​nolink&​200|}}Еще в молодости Вундерле испытывал интерес к истории философии,​ с одной стороны,​ а, с другой,​ - живо интересовался проблемами современных наук, в частности,​ психологии,​ интерес к которой только усилился под влиянием его контактов с О. Кюльпе (вюрцбургская психологическая школа). В своем основном религиоведческом сочинении ​«Введение в современную психологию религии», ​а также в работе «Религиозное переживание» Вундерле предпринимает попытку разработать собственный подход к проблемам истории этой дисциплины (начиная уже с творений Августина,​ которому он посвятил отдельное исследование) и излагает собственное видение ее задач и методологических принципов. В качестве одного из основных методов психологии религии Вундерле рассматривает критическое самонаблюдение,​ позволяющее описать и классифицировать религиозный опыт, который,​ по его мысли, является первичным в религии. При этом Вундерле не отказывает в правах и другим методам психологического исследования,​ известным на тот момент,​ говоря,​ в частности,​ о внешнем наблюдении,​ но отклоняя при этом некоторые экспериментальные методики,​ поскольку речь идет об индивидуальных душевных функциях. ​     ​
  
 Примерно в это же время Вундерле приступает к исследованиям по психологии молитвы,​ занимается проблемой соотношения религии и магии, изучает различные проявления современного религиозного сознания,​ а также труды современных философов религии (в этом отношении показательно,​ в частности,​ его фундаментальное исследование идей Рудольфа Эйкена). Также Вундерле начинает серьезно разрабатывать вопрос о мотивах религиозной стигматизации (стигма - клеймо на человеческом теле, которое наносится как знак общности человека с Богом),​ пытаясь показать психологическую сторону этого процесса,​ а также те этапы, через которые он проходит. Это было одно из первых психологических исследований этого вопроса (наряду с ранними статьями психоаналитика Т. Райка). ​ Примерно в это же время Вундерле приступает к исследованиям по психологии молитвы,​ занимается проблемой соотношения религии и магии, изучает различные проявления современного религиозного сознания,​ а также труды современных философов религии (в этом отношении показательно,​ в частности,​ его фундаментальное исследование идей Рудольфа Эйкена). Также Вундерле начинает серьезно разрабатывать вопрос о мотивах религиозной стигматизации (стигма - клеймо на человеческом теле, которое наносится как знак общности человека с Богом),​ пытаясь показать психологическую сторону этого процесса,​ а также те этапы, через которые он проходит. Это было одно из первых психологических исследований этого вопроса (наряду с ранними статьями психоаналитика Т. Райка). ​
    
-Научное наследие Вундерле раскрывает характерную особенность немецкой психологии религии на ранних этапах ее становления. ​Дело в том, что ​Вундерле ​занимался ​психологией религии и исследованиями феномена религии ​не только в силу своих научных интересов. Его ​к этому подталкивали также интересы теологического характера. Как и многие другие немецкие психологи ​религии (например, ​Вернер ​Грюн, Оскар Пфистер или Густав Форбродт),​ он был теологом (более точно, он был профессором философии в Университете Эйхштадта и профессором апологетики и сравнительного религиоведения в Университете Вюрцбурга). Это накладывало определенный отпечаток на характер его исследований,​ выполненных на высочайшем профессиональном уровне. В его работах прослеживается идея о близости проблем и задач психологии религии и практической теологии,​ ставшая впоследствии одной из ключевых идей теологов и психологов-религиоведов в Европе и Америке. Применяя различные разработки и новейшие достижения теоретической психологии,​ психология религии способствует лучшему пониманию человеческой личности в одном из ее важнейших измерений – религиозном;​ эти знания могут быть с успехом использованы как в практической деятельности духовника,​ так и в практике религиозного воспитания и обучения. ​+Научное наследие Вундерле раскрывает характерную особенность немецкой психологии религии на раннем этапе ее становления. ​Интерес ​Вундерле ​к проблемам ​религиозного ​сознания, психологии ​молитвы, веры и культа связан с задачами ​теологииВундерле был профессором философии в Университете Эйхштадта и профессором апологетики и сравнительного религиоведения в Университете Вюрцбурга. Это накладывало определенный отпечаток на характер его исследований,​ выполненных ​в целом ​на высочайшем профессиональном уровне. В его работах прослеживается идея о близости проблем и задач психологии религии и практической теологии,​ ставшая впоследствии одной из ключевых идей теологов и психологов-религиоведов в Европе и Америке. Применяя различные разработки и новейшие достижения теоретической психологии,​ психология религии способствует лучшему пониманию человеческой личности в одном из ее важнейших измерений – религиозном;​ эти знания могут быть с успехом использованы как в практической деятельности духовника,​ так и в практике религиозного воспитания и обучения. ​
 Наследие Вундерле практически никак не исследовано. ​ Наследие Вундерле практически никак не исследовано. ​