/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
герман_узенер [2016/08/05 14:37]
127.0.0.1 внешнее изменение
герман_узенер [2018/08/27 11:36] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 9: Строка 9:
 {{ :​usener1834_z.jpg?​200|}}Для правильного понимания трудов Узенера и его наследия нужно иметь в виду, что он был прежде всего филологом. Его труды по исследованию некоторых памятников античной литературной традиции и философской мысли давно стали классикой,​ признаны образцами точности и ясности филологических штудий. {{ :​usener1834_z.jpg?​200|}}Для правильного понимания трудов Узенера и его наследия нужно иметь в виду, что он был прежде всего филологом. Его труды по исследованию некоторых памятников античной литературной традиции и философской мысли давно стали классикой,​ признаны образцами точности и ясности филологических штудий.
  
-Вступая в должность ректора Боннского Университета ​в 1882 годуон произнес речь под названием «Филология и историческая наука» [9], в которой обосновал методологическую программу своих исследований. Суть этой программы - само ее название и дух cозвучны мыслям Дильтея,​ который разрабатывал схожие проблемы (методология и исходные принципы наук о духе) примерно в то же время – заключалась в том, что филология не наука, а метод, ​метод целостной исторической и культурной науки, которые могла бы охватить все культурные явления.  ​ +В 1882 году, вступая в должность ректора Боннского Университета, ​Узенер произнес речь под названием «Филология и историческая наука» [9], в которой обосновал методологическую программу своих исследований. Суть этой программы - само ее название и дух cозвучны мыслям Дильтея,​ который разрабатывал схожие проблемы (методология и исходные принципы наук о духе) примерно в то же время – заключалась в том, что филология не наука, а метод целостной исторической и культурной науки, которая могла бы охватить все культурные явления.  ​
-Отсюда естественным образом следуют те установки,​ которых Узенер придерживался в своих объемных и подробных исследованиях мифов и религиозных систем,​ оставаясь при этом преимущественно в рамках близкого ему античного материала. Узенер в этом отношении может быть по праву признан одним из основателей научной истории религий (и отчасти сравнительного религиоведения). Об этом свидетельствуют его непревзойденные исследования мифологического мотива потопа,​ к которым он обратился одним из первых,​ а также труды по истории символа троичности и исследования ранней агиографической литературы [См., например:​ 7, 8, 11, 13, 14].+
  
-В своем главном ​сочинении «Божественные ​имена» [12] Узенер детально исследует ​историю религиозных ​понятий (имен)полагая, что на примере их генезиса мы сможем проследить ​развитие ​религиозного сознания от его истоков. Основной ​акцент в исследовании религий и мифов перемещался здесь именно в сторону исследований развития сознания. Так, Узенер ​подчеркнул,​ что только с формированием ​общих понятий могли возникнуть ​абстрактные представления о богах. Для первоначальных божеств он ввел обозначение «боги на мгновение», подчеркивая тем самым ​их изменчивость и неустойчивость: они постоянно появляются и исчезают, сменяются другими +Отсюда следуют те установки, которых ​Узенер ​придерживался в своих объемных ​исследованиях мифов и религиозных ​систем, оставаясь при этом преимущественно в рамках близкого ему античного материала. В этом смысле он может быть ​по праву признан одним из основателей научной истории религий ​(и отчасти сравнительного ​религиоведения). Подтверждением тому служат, ​в частности, его исследования мифологического мотива потопа, к которым он обратился ​одним из первых, а также труды по истории символа троичности и исследования ранней агиографической литературы [См., например: 7, 8, 11, 13, 14].
  
-По его предположению,​ понятийному мышлению некогда предшествовало мышление в образах. Отсюда понятно, почему Узенер ​исследует христианские представления,​ проводя параллели с различными античными понятиями и образами,​ показывая их близость и утверждая взгляд о том, что в новом всегда продолжает жить старое,​ которое нужно суметь увидеть:​ здесь как раз ​и помогает историческая и филологическая критика,​ детальное научное (в самом строгом смысле слова) исследование. ​В этом ​можно ​видеть одно из начал сравнительного религиоведения. ​Кроме того, ​Узенер требовал от историка религий знаний в области антропологии,​ этнологии и культуры примитивных обществ,​ которые бы могли обеспечить необходимый масштаб исследований. В своих попытках проследить развитие религиозного сознания Узенер встал на твердую почву исторического метода. Он показал,​ что сознание и представления (имена) развиваются исторически,​ ввел нас в интереснейшую сферу психологии народов и веры, при этом оставаясь пунктуальным филологом и историком. ​+В своем главном сочинении «Божественные имена» [12] Узенер детально рассматривает историю религиозных понятий (имен), полагая,​ что на примере их генезиса мы сможем проследить развитие религиозного сознания от его истоков. Основной акцент в исследовании религий и мифов сместился в сторону развития сознания. Узенер ​подчеркивал, что только с формированием общих понятий могли возникнуть абстрактные представления о богах. Для первоначальных божеств он ввел обозначение «боги на мгновение»,​ подчеркивая тем самым их изменчивость и неустойчивость:​ они постоянно появляются и исчезают,​ сменяются другими. ​  
 + 
 +По предположению Узенера, понятийному мышлению некогда предшествовало мышление в образах. Он исследует христианские представления,​ проводя параллели с различными античными понятиями и образами,​ показывая их близость и утверждая взгляд о том, что в новом всегда продолжает жить старое,​ которое нужно суметь увидеть:​ здесь как раз помогает историческая и филологическая критика,​ детальное научное (в самом строгом смысле слова) исследование. ​Здесь ​можно ​усмотреть одно из начал сравнительного религиоведения. Узенер требовал от историка религий знаний в области антропологии,​ этнологии и культуры примитивных обществ,​ которые бы могли обеспечить необходимый масштаб исследований. В своих попытках проследить развитие религиозного сознания Узенер встал на твердую почву исторического метода. Он показал,​ что сознание и представления (имена) развиваются исторически,​ ввел нас в интереснейшую сферу психологии народов и веры, при этом оставаясь пунктуальным филологом и историком. ​
  
 Идеи Узенера были творчески восприняты и переосмыслены Виламовицем-Меллендорфом,​ Альбертом Дитрихом,​ Гаральдом Геффдингом. Отечественная гуманитарная традиция восприняла их в лице лучших своих представителей,​ таких как С.Н. Трубецкой,​ А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг. В 1886 году Узенер стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Идеи Узенера были творчески восприняты и переосмыслены Виламовицем-Меллендорфом,​ Альбертом Дитрихом,​ Гаральдом Геффдингом. Отечественная гуманитарная традиция восприняла их в лице лучших своих представителей,​ таких как С.Н. Трубецкой,​ А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг. В 1886 году Узенер стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.