/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
герман_узенер [2018/08/27 11:23]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
герман_узенер [2018/08/27 11:36] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 15: Строка 15:
 В своем главном сочинении «Божественные имена» [12] Узенер детально рассматривает историю религиозных понятий (имен), полагая,​ что на примере их генезиса мы сможем проследить развитие религиозного сознания от его истоков. Основной акцент в исследовании религий и мифов сместился в сторону развития сознания. Узенер подчеркивал,​ что только с формированием общих понятий могли возникнуть абстрактные представления о богах. Для первоначальных божеств он ввел обозначение «боги на мгновение»,​ подчеркивая тем самым их изменчивость и неустойчивость:​ они постоянно появляются и исчезают,​ сменяются другими.  ​ В своем главном сочинении «Божественные имена» [12] Узенер детально рассматривает историю религиозных понятий (имен), полагая,​ что на примере их генезиса мы сможем проследить развитие религиозного сознания от его истоков. Основной акцент в исследовании религий и мифов сместился в сторону развития сознания. Узенер подчеркивал,​ что только с формированием общих понятий могли возникнуть абстрактные представления о богах. Для первоначальных божеств он ввел обозначение «боги на мгновение»,​ подчеркивая тем самым их изменчивость и неустойчивость:​ они постоянно появляются и исчезают,​ сменяются другими.  ​
  
-По его предположению,​ понятийному мышлению некогда предшествовало мышление в образах. ​Узенер исследует христианские представления,​ проводя параллели с различными античными понятиями и образами,​ показывая их близость и утверждая взгляд о том, что в новом всегда продолжает жить старое,​ которое нужно суметь увидеть:​ здесь как раз помогает историческая и филологическая критика,​ детальное научное (в самом строгом смысле слова) исследование. Здесь можно усмотреть одно из начал сравнительного религиоведения. Узенер требовал от историка религий знаний в области антропологии,​ этнологии и культуры примитивных обществ,​ которые бы могли обеспечить необходимый масштаб исследований. В своих попытках проследить развитие религиозного сознания Узенер встал на твердую почву исторического метода. Он показал,​ что сознание и представления (имена) развиваются исторически,​ ввел нас в интереснейшую сферу психологии народов и веры, при этом оставаясь пунктуальным филологом и историком. ​+По предположению ​Узенера, понятийному мышлению некогда предшествовало мышление в образах. ​Он исследует христианские представления,​ проводя параллели с различными античными понятиями и образами,​ показывая их близость и утверждая взгляд о том, что в новом всегда продолжает жить старое,​ которое нужно суметь увидеть:​ здесь как раз помогает историческая и филологическая критика,​ детальное научное (в самом строгом смысле слова) исследование. Здесь можно усмотреть одно из начал сравнительного религиоведения. Узенер требовал от историка религий знаний в области антропологии,​ этнологии и культуры примитивных обществ,​ которые бы могли обеспечить необходимый масштаб исследований. В своих попытках проследить развитие религиозного сознания Узенер встал на твердую почву исторического метода. Он показал,​ что сознание и представления (имена) развиваются исторически,​ ввел нас в интереснейшую сферу психологии народов и веры, при этом оставаясь пунктуальным филологом и историком. ​
  
 Идеи Узенера были творчески восприняты и переосмыслены Виламовицем-Меллендорфом,​ Альбертом Дитрихом,​ Гаральдом Геффдингом. Отечественная гуманитарная традиция восприняла их в лице лучших своих представителей,​ таких как С.Н. Трубецкой,​ А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг. В 1886 году Узенер стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук. Идеи Узенера были творчески восприняты и переосмыслены Виламовицем-Меллендорфом,​ Альбертом Дитрихом,​ Гаральдом Геффдингом. Отечественная гуманитарная традиция восприняла их в лице лучших своих представителей,​ таких как С.Н. Трубецкой,​ А.Ф. Лосев, О.М. Фрейденберг. В 1886 году Узенер стал иностранным членом-корреспондентом Петербургской Академии наук.