/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
герман_эббингауз [2016/08/05 14:37]
127.0.0.1 внешнее изменение
герман_эббингауз [2018/08/28 10:58] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 7: Строка 7:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​ebbingauz_german_2.jpg?​200|}}Эббингауз,​ наряду с Фехнером и Вундтом, ​по праву относится к числу основателей экспериментальной психологии ​и в истории психологической науки вошел как автор оригинальных сочинений по психологии памяти,​ процессов запоминания,​ для исследования которых он разработал и применил «метод бессмысленных слогов». Однако научный путь Эббингауза,​ как и многих других известных психологов того времени,​ начался с осмысления философского материала,​ а, точнее,​ с диссертационного исследования,​ посвященного философии бессознательного Эдуарда Гартмана – весьма широко известной и влиятельной философской доктрины XIX  столетия. По-видимому,​ именно интерес к проблеме бессознательного,​ возникший в недрах философии того времени,​ побудил Эббингауза к дальнейшим исследованиям психологических вопросов. ​+{{ :​ebbingauz_german_2.jpg?​200|}}Наряду с Фехнером и Вундтом, ​Эббингауза относят к числу основателей экспериментальной психологии. В историю психологической науки вошел ​он как автор оригинальных сочинений по психологии памяти,​ процессов запоминания,​ для исследования которых он разработал и применил «метод бессмысленных слогов». Однако научный путь Эббингауза,​ как и многих других известных психологов того времени,​ начался с осмысления философского материала,​ а, точнее,​ с диссертационного исследования,​ посвященного философии бессознательного Эдуарда Гартмана – весьма широко известной и влиятельной философской доктрины XIX  столетия. По-видимому,​ именно интерес к проблеме бессознательного,​ возникший в недрах философии того времени,​ побудил Эббингауза к дальнейшим исследованиям психологических вопросов. ​
  
 Психолог не создал отдельного сочинения по психологии религии и не разработал сколько-нибудь завершенной системы психологических взглядов на религию. Однако в его трудах – прежде всего, в «Очерке психологии» и в написанной совместно с другими крупными философами того периода «Философии в систематическом изложении»,​ а также и в «Основах психологии» - можно найти немало мест, где он обращается к феноменам веры и религии. ​ Психолог не создал отдельного сочинения по психологии религии и не разработал сколько-нибудь завершенной системы психологических взглядов на религию. Однако в его трудах – прежде всего, в «Очерке психологии» и в написанной совместно с другими крупными философами того периода «Философии в систематическом изложении»,​ а также и в «Основах психологии» - можно найти немало мест, где он обращается к феноменам веры и религии. ​
  
-Эббингауз ​исходит из представления о томчто ​вера заключается в представлении о том, что «нечто действительно существует или принадлежит действительности» [2: 164 – 165], в связи с чем подчеркивает корреляцию веры и расширения человеческого опыта: чем дольше человек (и человечество) живет и чем больше багаж его опыта и знаний,​ тем меньше он верит в разного рода невероятные вещи (этот процесс иллюстрируется примерами из детской психологии [1: 238-239, 2: 167 – 169]), стремясь упорядочить свои представления,​ ставя их в отношение к совокупной связи опыта. Это относится к первому из видов веры, который Эббингауз называет верой, основанной на опыте. Однако,​ говорит он, «при особых обстоятельствах склонность верить остается навсегда,​ именно в тех случаях,​ когда в душе особенно живо, особенно энергично проявляются такие представления,​ которые путем опыта нельзя ни доказать,​ ни опровергнуть» [2: 171]. Источниками такого рода веры становятся или авторитет,​ или практические потребности ​(чувства) ​человека. В качестве примера последнего Эббингауз приводит веру матери в своего ребенка. При этом он отмечает,​ что в таких случаях не опыт обосновывает веру, а вера истолковывает опыт: даже если жизнь ребенка складывается в противоречии с тем, во что верит мать, она все равно верит в него. Ибо человек часто нуждается в вере в своей жизни для того, чтобы придать ей смысл и опору. Эти виды веры – вера в авторитет,​ практическая вера и вера, основанная на опыте – у Эббингауза дополняются понятием суеверия,​ которое он понимает как веру, не разделяемую другими людьми,​ «эмпирическая форма которой противоречит их знаниям» [2: 173]. +По Эббингаузу, вера заключается в представлении о том, что «нечто действительно существует или принадлежит действительности» [2: 164 – 165], в связи с чем подчеркивает корреляцию веры и расширения человеческого опыта: чем дольше человек (и человечество) живет и чем больше багаж его опыта и знаний,​ тем меньше он верит в разного рода невероятные вещи (этот процесс иллюстрируется примерами из детской психологии [1: 238-239, 2: 167 – 169]), стремясь упорядочить свои представления,​ ставя их в отношение к совокупной связи опыта. Это относится к первому из видов веры, который Эббингауз называет верой, основанной на опыте. Однако,​ говорит он, «при особых обстоятельствах склонность верить остается навсегда,​ именно в тех случаях,​ когда в душе особенно живо, особенно энергично проявляются такие представления,​ которые путем опыта нельзя ни доказать,​ ни опровергнуть» [2: 171]. Источниками такого рода веры становятся или авторитет,​ или практические потребности человека. В качестве примера последнего Эббингауз приводит веру матери в своего ребенка. При этом он отмечает,​ что в таких случаях не опыт обосновывает веру, а вера истолковывает опыт: даже если жизнь ребенка складывается в противоречии с тем, во что верит мать, она все равно верит в него. Ибо человек часто нуждается в вере в своей жизни для того, чтобы придать ей смысл и опору. Эти виды веры – вера в авторитет,​ практическая вера и вера, основанная на опыте – у Эббингауза дополняются понятием суеверия,​ которое он понимает как веру, не разделяемую другими людьми,​ «эмпирическая форма которой противоречит их знаниям» [2: 173]. Из анализа,​ который проводит Эббингауз,​ помимо прочего,​ следует,​ что он предполагал наличие нерелигиозной веры
  
-Из анализа феномена ​веры, который проводит Эббингауз,​ помимо прочего, следует, что он предполагал наличие нерелигиозной ​веры. Такое предположение подтверждается также его обращением к анализу ​религии, довольно ясно разграничивая два этих явления. Его представления о религии,​ насколько можно судить из указанных ​выше сочинений, относительно схематичны и просты: религия возникает из практической потребности человека,​ из его нужды, из необходимости предотвратить возможные вредные последствия своей жизни, а мир духов, которыми первобытный человек населил природу,​ является отражением межличностных отношений. Источник устойчивости религиозных представлений – в живучести человеческих страхов и нужд. Подобно Рибо, Эббингауз связывает постепенную эволюцию религиозных представлений не только с меняющимися историческими и социальными факторами,​ но в первую очередь с развитием нравственного сознания,​ вследствие чего богопочитание очищается от излишнего антропоморфизма,​ а также с постепенным расширением горизонтов человеческого знания и выработкой более широкого взгляда на мир [2: 207 – 208, 237]. Что же касается проблемы религиозного чувства,​ то и здесь точка зрения Эббингауза также оказывается не новой: он предполагает,​ что если на низших ступенях религиозного развития речь может идти преимущественно о чувствах отрицательных,​ то дальнейшее культурное развитие человека дает ему большую уверенность и надежды,​ в связи с чем на первый план все более выходят чувства доверия и вера в добрых духов [1: 242]. +Психолог совершенно отчетливо разводит понятия веры и религии. Его представления о последней сравнительно просты и схематичны:​ религия возникает из практической потребности человека,​ из его нужды, из необходимости предотвратить возможные вредные последствия своей жизни, а мир духов, которыми первобытный человек населил природу,​ является отражением межличностных отношений. Источник устойчивости религиозных представлений – в живучести человеческих страхов и нужд. Подобно Рибо, Эббингауз связывает постепенную эволюцию религиозных представлений не только с меняющимися историческими и социальными факторами,​ но в первую очередь с развитием нравственного сознания,​ вследствие чего богопочитание очищается от излишнего антропоморфизма,​ а также с постепенным расширением горизонтов человеческого знания и выработкой более широкого взгляда на мир [2: 207 – 208, 237]. Что же касается проблемы религиозного чувства,​ то и здесь точка зрения Эббингауза также оказывается не новой: он предполагает,​ что если на низших ступенях религиозного развития речь может идти преимущественно о чувствах отрицательных,​ то дальнейшее культурное развитие человека дает ему большую уверенность и надежды,​ в связи с чем на первый план все более выходят чувства доверия и вера в добрых духов [1: 242]. 
   ​   ​
-Идеи Эббингауза в России,​ как и за рубежом,​ больше известны специалистам-психологам,​ нежели исследователям религии,​ однако для понимания общей картины развития психологии религии в начале XX века знание его ​идей не только желательно,​ но и необходимо именно с точки зрения ​осмысления общей традиции ​экспериментальной школы в психологии. ​+Идеи Эббингауза в России,​ как и за рубежом,​ больше известны специалистам-психологам,​ нежели исследователям религии,​ однако для понимания общей картины развития психологии религии в начале XX века знание его ​подхода ​не только желательно,​ но и необходимо именно с точки зрения ​вклада экспериментальной школы в религиоведение и науки о культуре
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====
 (по религиоведческой и культурологической проблематике) (по религиоведческой и культурологической проблематике)