/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
гордон_олпорт [2016/03/18 14:16]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
гордон_олпорт [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 11: Строка 11:
 Проблемам психологии религии Олпорт посвятил одно из своих важнейших сочинений под названием «Индивид и его религия» (это абсолютная классика,​ на которую часто ссылались и советские исследователи). Этот труд до сих пор не переведен на русский язык. Олпорт полагает,​ что религия имеет множество корней,​ а сведение ее к какому-либо одному фактору будет означать неизбежное искажение и упрощение (многофакторная теория религии). Для того чтобы раскрыть источники религии,​ под руководством Олпорта проводились масштабные социологические исследования. Именно эти конкретные исследования заставили отойти от точки зрения об обусловленности религии каким-либо одним чувством или потребностью. Нет единого источника религиозного опыта, говорит Олпорт,​ но нет также и некой стандартной модели религиозного опыта. На религиозное развитие индивида существенное влияние оказывают физиологические факторы,​ темперамент и умственные способности,​ его ценности,​ духовные искания. Анализу этих факторов Олпорт посвятил отдельные части своей книги, а также некоторые статьи и фрагменты других работ, опубликованных на русском языке под общим заглавием «Становление личности». ​ Проблемам психологии религии Олпорт посвятил одно из своих важнейших сочинений под названием «Индивид и его религия» (это абсолютная классика,​ на которую часто ссылались и советские исследователи). Этот труд до сих пор не переведен на русский язык. Олпорт полагает,​ что религия имеет множество корней,​ а сведение ее к какому-либо одному фактору будет означать неизбежное искажение и упрощение (многофакторная теория религии). Для того чтобы раскрыть источники религии,​ под руководством Олпорта проводились масштабные социологические исследования. Именно эти конкретные исследования заставили отойти от точки зрения об обусловленности религии каким-либо одним чувством или потребностью. Нет единого источника религиозного опыта, говорит Олпорт,​ но нет также и некой стандартной модели религиозного опыта. На религиозное развитие индивида существенное влияние оказывают физиологические факторы,​ темперамент и умственные способности,​ его ценности,​ духовные искания. Анализу этих факторов Олпорт посвятил отдельные части своей книги, а также некоторые статьи и фрагменты других работ, опубликованных на русском языке под общим заглавием «Становление личности». ​
  
-В религии,​ говорит Олпорт,​ неудовлетворенный результатами своих поисков человек обретает искомую поддержку и опору. В ней – отражение духовной зрелости человека. Если он дошел до этой точки, значит,​ он уже прошел через вопрос о смысле жизни, самый простой и ясный ответ на который как раз и предлагает религия. По выражению Олпорта,​ религия дает человеку «всеохватывающую теорию жизни» [1: 349], «перспективное намерение,​ которое позволяет ему на каждой стадии становления осмысленно связывать себя с тотальностью Бытия» [1: 213]. Философия не может дать этого: во-первых,​ в ней нет единства,​ а, во-вторых,​ она зачастую бывает слишком умозрительна. Наука может познать отдельные части Вселенной,​ но не в состоянии охватить ее всю в целом и во всех взаимосвязях. В этом смысле Олпорт возлагал особенные надежды на религию как форму мировоззрения. Для духовно зрелого человека религиозный поиск становится для него основанием жизненного выбора и, пишет Олпорт,​ «когда человек предается этой цели, … религия становится «внутренней» ценностью индивида и в этом качестве выступает как всеобъемлющая,​ интегративная и мотивирующая» [1: 348]. Таким образом,​ религия дает интеграцию личности и в этом ее важное психологическое значение. ​Надо сказать,​ что мысль об интегративной,​ стабилизирующей функции религии отнюдь не нова и в том или ином виде звучала уже в первой половине XX столетия у выдающихся представителей пастырской психологии и аналитического душепопечения,​ к числу которых принадлежит,​ например,​ Оскар Пфистер,​ а в наше время эта идея приобрела особенно большое значение у Ойгена Древермана.+В религии,​ говорит Олпорт,​ неудовлетворенный результатами своих поисков человек обретает искомую поддержку и опору. В ней – отражение духовной зрелости человека. Если он дошел до этой точки, значит,​ он уже прошел через вопрос о смысле жизни, самый простой и ясный ответ на который как раз и предлагает религия. По выражению Олпорта,​ религия дает человеку «всеохватывающую теорию жизни» [1: 349], «перспективное намерение,​ которое позволяет ему на каждой стадии становления осмысленно связывать себя с тотальностью Бытия» [1: 213]. Философия не может дать этого: во-первых,​ в ней нет единства,​ а, во-вторых,​ она зачастую бывает слишком умозрительна. Наука может познать отдельные части Вселенной,​ но не в состоянии охватить ее всю в целом и во всех взаимосвязях. В этом смысле Олпорт возлагал особенные надежды на религию как форму мировоззрения. Для духовно зрелого человека религиозный поиск становится для него основанием жизненного выбора и, пишет Олпорт,​ «когда человек предается этой цели, … религия становится «внутренней» ценностью индивида и в этом качестве выступает как всеобъемлющая,​ интегративная и мотивирующая» [1: 348]. Таким образом,​ религия дает интеграцию личности и в этом ее важное психологическое значение. ​Мысль об интегративной,​ стабилизирующей функции религии отнюдь не нова и в том или ином виде звучала уже в первой половине XX столетия у выдающихся представителей пастырской психологии и аналитического душепопечения,​ к числу которых принадлежит,​ например,​ Оскар Пфистер,​ а в наше время эта идея приобрела особенно большое значение у Ойгена Древермана.
  
-Несмотря на весьма значительную известность в кругах специалистов,​ религиоведов и психологов,​ идей Олпорта,​ до сих пор не предпринимались попытки систематического анализа его психологии религии. Многие из трудов Олпорта,​ прежде всего особенно значимая для религиоведения работа "​Индивид и его религия",​ не переведены на русский язык.+Несмотря на весьма значительную известность в кругах специалистов,​ религиоведов и психологов,​ идей Олпорта,​ до сих пор не предпринимались попытки систематического анализа его психологии религии. Многие из трудов Олпорта,​ прежде всего особенно значимая для религиоведения работа "​Индивид и его религия", ​до сих пор ​не переведены на русский язык.
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====