/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
грошопп_хорст [2015/12/25 22:42]
valeria_sleptsova создано
грошопп_хорст [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 5: Строка 5:
 Хорст Грошопп (Horst Groschopp, род. 1949) – немецкий культуролог,​ историк свободомыслия,​ сооснователь Союза свободомыслящих ГДР (VdF), с 1994 года – активный деятель гуманистического движения Германии. ​ Хорст Грошопп (Horst Groschopp, род. 1949) – немецкий культуролог,​ историк свободомыслия,​ сооснователь Союза свободомыслящих ГДР (VdF), с 1994 года – активный деятель гуманистического движения Германии. ​
  
-====== Вехи жизни и творчества ​======+===== Вехи жизни и творчества =====
  
-Хорст Грошопп родился в 1949 году в Цвиккау. Изучал культурологию в Берлинском университете имени{{ :​groshopp_small.jpg?​200|}} ​Гумбольдта. С 1971 года по 1997 год (с 1985 в качестве преподавателя) Грошопп работал там же в Институте культурологии («Institut für Kulturwissenschaft der Humboldt-Universität zu Berlin»). В 1989 году он в числе 12 деятелей культуры,​ профессоров Гумбольдского университета,​ выступил с инициативой («KulturInitiative ’89») создания в ГДР союза свободомыслящих (VdF). Вскоре после объединения Германии,​ в 1994 году, он вступил в Гуманистический союз Германии (HVD). ​+{{ :​groshopp_small.jpg?​200|}}Хорст Грошопп родился в 1949 году в Цвиккау. Изучал культурологию в Берлинском университете имени Гумбольдта. С 1971 года по 1997 год (с 1985 в качестве преподавателя) Грошопп работал там же в Институте культурологии («Institut für Kulturwissenschaft der Humboldt-Universität zu Berlin»). В 1989 году он в числе 12 деятелей культуры,​ профессоров Гумбольдского университета,​ выступил с инициативой («KulturInitiative ’89») создания в ГДР союза свободомыслящих (VdF). Вскоре после объединения Германии,​ в 1994 году, он вступил в Гуманистический союз Германии (HVD). ​
  
 В 90-е годы Грошопп организовывал совместные поездки членов разных союзов,​ устраивал дебаты по ключевым проблемам секуляризации,​ и одним из первых выдвинул идею создания Дискуссионной комиссии (Die Sichtungskommission) [см. [[http://​download.ibka.org/​ibka/​sermon/​ladwig_heft18_humanismusaktuell.pdf|Ladwig R. Die säkulare Szene – von innen gesehen]] ] – органа,​ объединившего представителей различных союзов свободомыслящих. Главными направлениями работы комиссии стали: выработка общей стратегии поведения секулярного спектра,​ подготовка различных акций местного значения и открытый обмен мнениями и информацией. В ходе многолетних обсуждений были предложены и другие модели взаимодействия организаций свободомыслящих. В 90-е годы Грошопп организовывал совместные поездки членов разных союзов,​ устраивал дебаты по ключевым проблемам секуляризации,​ и одним из первых выдвинул идею создания Дискуссионной комиссии (Die Sichtungskommission) [см. [[http://​download.ibka.org/​ibka/​sermon/​ladwig_heft18_humanismusaktuell.pdf|Ladwig R. Die säkulare Szene – von innen gesehen]] ] – органа,​ объединившего представителей различных союзов свободомыслящих. Главными направлениями работы комиссии стали: выработка общей стратегии поведения секулярного спектра,​ подготовка различных акций местного значения и открытый обмен мнениями и информацией. В ходе многолетних обсуждений были предложены и другие модели взаимодействия организаций свободомыслящих.
Строка 15: Строка 15:
 Грошопп является плодовитым автором. Его многочисленные книги и статьи посвящены как прошлой традиции организованного свободомыслия,​ ее культурному значению,​ так и теории и истории современного гуманизма,​ роли и месту современного свободомыслия в немецком обществе. Значительным вкладом исследователя в теорию свободомыслия и религиоведения в целом является предложенная им классификация. ​ Грошопп является плодовитым автором. Его многочисленные книги и статьи посвящены как прошлой традиции организованного свободомыслия,​ ее культурному значению,​ так и теории и истории современного гуманизма,​ роли и месту современного свободомыслия в немецком обществе. Значительным вкладом исследователя в теорию свободомыслия и религиоведения в целом является предложенная им классификация. ​
 Не без оснований,​ Грошопп делит всех свободомыслящих (Freigeistiger) и, соответственно,​ организации,​ к которым они принадлежат,​ на три большие группы:​ Freireligiöse (свободно-религиозные,​ иными словами,​ инаковерующие),​ Freidenker (собственно свободомыслящие,​ фрайденкеры),​ Humanisten (гуманисты). Термин freigeistig (свободомыслящий) Грошопп понимает,​ как „frei im Geist“ («свободный в духе»). Полноту выражения этого понятия он находит в немецкой народной песне «Die Gedanken sind frei» («Мысли свободны»),​ которая была особенно популярна среди революционеров в период сильнейшей политической реакции перед мартовским восстанием 1848 г. Она адресована представителям различных мировоззренческих объединений или сообществ по интересам,​ которые являются сторонниками недогматического понимания жизни с опорой на разум и научное понимание природы и выступают против политических репрессий и цензуры – одним словом,​ свободомыслящим [29]. Не без оснований,​ Грошопп делит всех свободомыслящих (Freigeistiger) и, соответственно,​ организации,​ к которым они принадлежат,​ на три большие группы:​ Freireligiöse (свободно-религиозные,​ иными словами,​ инаковерующие),​ Freidenker (собственно свободомыслящие,​ фрайденкеры),​ Humanisten (гуманисты). Термин freigeistig (свободомыслящий) Грошопп понимает,​ как „frei im Geist“ («свободный в духе»). Полноту выражения этого понятия он находит в немецкой народной песне «Die Gedanken sind frei» («Мысли свободны»),​ которая была особенно популярна среди революционеров в период сильнейшей политической реакции перед мартовским восстанием 1848 г. Она адресована представителям различных мировоззренческих объединений или сообществ по интересам,​ которые являются сторонниками недогматического понимания жизни с опорой на разум и научное понимание природы и выступают против политических репрессий и цензуры – одним словом,​ свободомыслящим [29].
-====== Концепция свободомыслия ​======+ 
 +===== Концепция свободомыслия =====
  
 Понимание «свободомыслия» Грошоппом и предложенная им классификация является альтернативой прежнему,​ оправданному для условий предвоенного времени,​ идеологическому делению свободомыслящих на «пролетарских» и «буржуазных»,​ использование которого представляется нецелесообразным в современных условиях. Новый подход,​ помимо прочего,​ включает в область рассмотрения свободомыслящих нового типа – гуманистов,​ которые заявили о себе сравнительно недавно,​ после объединения Германии. Классифицируя свободомыслящих по классовой ориентации,​ исследователи прошлых лет часто находились в затруднении с определением идеологической направленности смешанных зонтичных организаций,​ таких как, например,​ Веймарский картель. Выделение в движении свободомыслия спектров,​ предлагаемое Грошоппом,​ позволяет раскрыть его многообразие,​ выявить общие тенденции движения и наметить перспективы его развития. ​ Понимание «свободомыслия» Грошоппом и предложенная им классификация является альтернативой прежнему,​ оправданному для условий предвоенного времени,​ идеологическому делению свободомыслящих на «пролетарских» и «буржуазных»,​ использование которого представляется нецелесообразным в современных условиях. Новый подход,​ помимо прочего,​ включает в область рассмотрения свободомыслящих нового типа – гуманистов,​ которые заявили о себе сравнительно недавно,​ после объединения Германии. Классифицируя свободомыслящих по классовой ориентации,​ исследователи прошлых лет часто находились в затруднении с определением идеологической направленности смешанных зонтичных организаций,​ таких как, например,​ Веймарский картель. Выделение в движении свободомыслия спектров,​ предлагаемое Грошоппом,​ позволяет раскрыть его многообразие,​ выявить общие тенденции движения и наметить перспективы его развития. ​
Строка 23: Строка 24:
 По нашему мнению,​ концепция «трех спектров свободомыслия» (фрайденкеры – гуманисты – инаковерующие),​ предложенная Грошоппом,​ сейчас требует пересмотра в связи с изменением секулярного «ландшафта» в Германии. Последние два десятилетия происходит размывание границ между гуманистическим и свободно-религиозным спектрами,​ как в мировоззренческом,​ так и в организационном смысле. Трехчастная классификация нуждается в уточнении,​ так как спектр инаковерующих находится в процессе трансформации. ​ По нашему мнению,​ концепция «трех спектров свободомыслия» (фрайденкеры – гуманисты – инаковерующие),​ предложенная Грошоппом,​ сейчас требует пересмотра в связи с изменением секулярного «ландшафта» в Германии. Последние два десятилетия происходит размывание границ между гуманистическим и свободно-религиозным спектрами,​ как в мировоззренческом,​ так и в организационном смысле. Трехчастная классификация нуждается в уточнении,​ так как спектр инаковерующих находится в процессе трансформации. ​
  
-====== Основные сочинения ​======+===== Основные сочинения =====
  
 (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике)
Строка 81: Строка 82:
 27. Groschopp H. Humanismus – ein offenes System: Beiträge zur Humanistik. Aschaffenburg:​ Alibri-Verl.,​ 2014. – 185 S. 27. Groschopp H. Humanismus – ein offenes System: Beiträge zur Humanistik. Aschaffenburg:​ Alibri-Verl.,​ 2014. – 185 S.
  
-28. Groschopp H. Humanismus und „Dritte Konfession“. ​// Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell, 17). Berlin: Humanistische Akademie, 2005. – S. 40–56. ​+28. Groschopp H. Humanismus und „Dritte Konfession“. / Atheismus und Humanismus (Humanismus aktuell, 17). Berlin: Humanistische Akademie, 2005. – S. 40–56. ​
  
 29. Groschopp H. Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen). http://​fowid.de/​fileadmin/​textarchiv/​Groschopp_Horst/​Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf; ​ 29. Groschopp H. Säkulare und freigeistige Organisationen und Verbände in Deutschland (Erläuterungen zu den Tabellen). http://​fowid.de/​fileadmin/​textarchiv/​Groschopp_Horst/​Saekulare_Verbaende_TA2005_9.pdf; ​