/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

густав_вислиценус [2015/12/11 00:20]
ekaterina_korostichenko создано
густав_вислиценус [2016/08/05 14:37]
Строка 1: Строка 1:
-{{ ::​gustav_adolf_wislicenus.jpg?​nolink&​200|}} 
-Густав Адольф Вислиценус (Gustav Adolf Wislicenus) (1803-1875) – немецкий протестантский теолог,​ младогегельянец,​ один из лидеров свободно-религиозного движения (протестантской секты «Друзей света»). ​ 
- 
-====== Жизнь и творчество ====== 
- 
-Густав Адольф Вислиценус родился в Баттауне недалеко от Айленбурга. В пятилетнем возрасте он потерял отца, который служил священником в его родном городе. После смерти отца Вислиценус переехал в Торгау,​ где поселился в семье своего дяди по материнской линии. В 10-летнем возрасте,​ в 1813 году из-за наполеоновской угрозы Вислиценус вместе с остальными домочадцами был вынужден покинуть Торгау. Часть семьи, в том числе Вислиценус были отправлены дядей в Айленбург. Оттуда Вислиценус бежал к тяжелобольной матери в Лейпциг,​ но вскоре был возвращен к дяде в Мерзебург. В Мерзебурге Вислиценус посещал занятия в гимназии,​ а в 1818 году поступил в латинскую школу. ​ 
- 
-С 1821 по 1824 Вислиценус изучал теологию в университете Галле под руководством известных богословов того времени Вильгельма Гезениуса и Юлия Вегшайдера. Был активным членом студенческой корпорации,​ которая была основана студентами в 1815 году под влиянием общенационального движения немцев за освобождение Германии от наполеоновской оккупации. В 1819 году деятельность студенческой корпорации была официально запрещена властями. С этих пор все собрания студентов носили тайный характер. В 1824 году Вислиценус из-за своего членства в запрещенной организации был обвинен в государственной измене и осужден на двенадцатилетний тюремный срок. За примерное поведение и искреннее раскаяние Вислиценус был выпущен досрочно в 1829 году. Он закончил свою учебу в Берлине и стал преподавать в гимназии в Мерзебурге. ​ 
- 
-В 1834 году Вислиценус стал пастором прихода в Кляйнайхштедте,​ а в 1841 году по собственному желанию был переведен в Галле. Здесь он впервые усомнился в праведности выстроенной евангелической церковью церковной иерархии. Противоречия между его собственными убеждениями и позицией его духовного руководства все более нарастали. Появлению вольнодумства в рядах протестантской церкви в особенности способствовала духовная атмосфера,​ сложившаяся в Германии к 30-40-м годам XIX века. В это время в Германии набирала обороты протестантская секта, возникшая в 1840 году в недрах лютеранской церкви как протест против ортодоксального пиетизма,​ утвердившегося в евангелической церкви при Фридрихе-Вильгельме IV. «Протестантские друзья» или «друзья света»,​ как они сами себя называли,​ хотели усилить позицию теологического рационализма (религиозное направление,​ которое признает необходимым применение разума для выяснения и толкования религиозного учения) внутри протестантской церкви. ​ 
-Вислиценус сблизился с «друзьями света»,​ стал частым гостем на их собраниях. Весной 1844 года на очередном собрании «друзей» Вислиценус,​ будучи под сильным влиянием книги Штрауса «Жизнь Иисуса»,​ выступил со своей программной статьей «Чего мы должны придерживаться в нашей вере: духа или писания?​» («Ob Schrift, ob Geist»), где изложил свои взгляды,​ расходившиеся с учением протестантской церкви. 
- 
-Священное писание,​ по мнению Вислиценуса,​ перестало быть общепризнанной нормой веры: «Придерживаемся ли мы до сих пор подобных взглядов?​ Является ли для нас Библия общепризнанной нормой веры?» [1, S. 11] – ставит вопрос автор, и тут же на него отвечает:​ наука и образование стали ориентирами нового времени,​ а «Писание Нового завета не должно быть для нас основой веры, но только свидетельством веры первых христиан» [1, S. 38]. В качестве нормы веры Вислиценус определяет «дух»: «Мы имеем другой наивысший авторитет – живой дух в нас самих. Но дух означает здесь не Святой дух в традиционном теологическом смысле,​ но «божественную жизнь» в человеке [1, S. 20]. Он говорил о признании в людях внутренне присущего им живого духа истины как фундамента христианства. 
-За свои взгляды Вислиценус в 1845 году был лишен сана, а годом позже отлучен от церкви. Вскоре после этого Вислиценус основал свободную общину в Галле, где публично представил свое понимание христианской веры. Среди прочего он писал: «вера не в застывшей форме, но в вечно истинном живом Откровении;​ Библия,​ несмотря на свой высочайший авторитет во все времена,​ не является законом веры; свобода в вере, учении и в обрядах;​ более не существует закрытой христианской конфессии,​ но свободное человеческое общество. Оно все больше и больше выходит за рамки христианства,​ дух мира теснит Святой дух» [1].  
- 
-В революционные годы Вислиценус был председателем демократического народного кружка в Галле. Роберт Блюм – один из самых активных лидеров свободно-религиозного движения,​ а также депутат первого общегерманского парламента – ввел его в 1848 году в состав предпарламента как представителя от Саксонии. ​ 
- 
-Большой общественный резонанс вызвала книга Вислиценуса «Библия в свете образования нашего времени» («Die Bibel im Lichte der Bildung unserer Zeit»), написанная им в 1853 году. В этой книге он расправляется с устаревшим пиететом перед Библией и выдвигает на передний план современную научную картину мира [2]. В сентябре 1853 году книга была запрещена из-за наличия в ней богохульства,​ хулы на Библию и угрозы общественной безопасности. Вислиценус был приговорен к двум годам лишения свободы. После отбытия срока он эмигрировал в США, где занимался преподавательской деятельностью. В 1856 году он вернулся в Европу и осел в Цюрихе. ​ 
- 
-Его главный труд, двухтомное сочинение «Библия для вдумчивого читателя» («Die Bibel für denkende Leser») вышел в 1863 году в Лейпциге,​ и спустя три года по причине большого спроса был переиздан. Его отношение к Библии выражено в его сочинении в краткой формуле:​ «Мы рассматриваем Библию как книгу прошлого,​ далекую от реалий нового времени и со всей силой защищаемся,​ если нам пытаются ее навязать как ярмо или как путеводитель,​ однако мы признаем ее историческое величие» [3].  
- 
-Умер в 1875 году в Цюрихе. ​ 
- 
-====== Основные сочинения ====== 
- 
-(приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) 
-  - Wislicenus G.A. Ob Schrift? Ob Geist? Verantwortung gegen meine Ankläger. Leipzig: Wigand, 1845. – 78 S 
-  - Wislicenus G.A. Bibel im Lichte der Bildung unserer Zeit. Magdeburg, E. Fabricius, 1853. – 441 S. 
-  - Wislicenus G.A. Die Bibel für denkende Leser betrachtet. I bd. Leipzig: Keil, 1863. – 465 S. 
-  - Wislicenus G.A. Die Bibel für denkende Leser betrachtet. II bd. Leipzig: Keil, 1863. – 403 S. 
-