/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
ингерсолл_роберт_грин [2016/01/31 17:26]
viktor_barashkov
ингерсолл_роберт_грин [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 2: Строка 2:
 **Автор:​ Валерия Слепцова** **Автор:​ Валерия Слепцова**
  
-Роберт Грин Ингерсолл (Robert Green Ingersoll, 1833-1899) - популярнейший  американский свободомыслящий середины-конца XIX в.+Роберт Грин Ингерсолл (Robert Green Ingersoll, 1833-1899) - известный американский свободомыслящий середины-конца XIX в.
  
  
Строка 8: Строка 8:
  
 Р.Г. Ингерсолл родился 11 августа 1833 г. в городке Дрезден (штат Нью-Йорк),​ в семье {{ :​robert_ingersoll.jpg?​200|}}пресвитерианского священника. Постоянные переезды семьи с места на место способствовали самообразованию Роберта,​ а постоянные споры по религиозным вопросам с отцом и братом укрепили его скептицизм и агностицизм в отношении религии. В 1852 г. Ингерсолл становится преподавателем в школе, но вскоре его увольняют за просветительскую деятельность и непочтительные высказывания о баптизме. Через шесть лет он становится адвокатом и весьма преуспевает на этом поприще. Ораторские способности,​ успешно применяемые им в суде, снискали ему славу выдающегося оратора своего времени,​ когда (с 1860 г.) он начал выступать с антирелигиозными лекциями. Высоко оценивая дарвинизм,​ пропагандируя труды ​ Пейна и Дж. Дрэпера,​ Ингерсолл посвящает свои лекции пропаганде научных знаний и критике религии и церкви. Р.Г. Ингерсолл родился 11 августа 1833 г. в городке Дрезден (штат Нью-Йорк),​ в семье {{ :​robert_ingersoll.jpg?​200|}}пресвитерианского священника. Постоянные переезды семьи с места на место способствовали самообразованию Роберта,​ а постоянные споры по религиозным вопросам с отцом и братом укрепили его скептицизм и агностицизм в отношении религии. В 1852 г. Ингерсолл становится преподавателем в школе, но вскоре его увольняют за просветительскую деятельность и непочтительные высказывания о баптизме. Через шесть лет он становится адвокатом и весьма преуспевает на этом поприще. Ораторские способности,​ успешно применяемые им в суде, снискали ему славу выдающегося оратора своего времени,​ когда (с 1860 г.) он начал выступать с антирелигиозными лекциями. Высоко оценивая дарвинизм,​ пропагандируя труды ​ Пейна и Дж. Дрэпера,​ Ингерсолл посвящает свои лекции пропаганде научных знаний и критике религии и церкви.
-Философские взгляды Ингерсолла можно охарактеризовать как натурализм (воззрение,​ согласно которому,​ все явления имеют материальную основу) и агностицизм. ​Поскольку ​«человек,​ который знает пределы человеческого ума... отказывается от надежды выяснить первую или последнюю причины,​ понять сверхъестественное или познать существование безграничной личности» (Lectures and Essays, P. 102. Цит. по: Гольдберг Н.М. «Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX в)»).+ 
 +Философские взгляды Ингерсолла можно охарактеризовать как натурализм (воззрение,​ согласно которому,​ все явления имеют материальную основу) и агностицизм. ​Свой агностицизм Ингерсолл объяснял тем, что ​«человек,​ который знает пределы человеческого ума... отказывается от надежды выяснить первую или последнюю причины,​ понять сверхъестественное или познать существование безграничной личности» (Lectures and Essays, P. 102. Цит. по: Гольдберг Н.М. «Свободомыслие и атеизм в США (XVIII-XIX в)»). 
 Рассматривая происхождение религий,​ Ингерсолл выводит их из желания человека жить вечно, из невежества и страха. Боги творятся людьми и повторяют особенности своих создателей (The Works, Vol.1, P. 7). Рассматривая разнообразие сотворенных человеком богов, Ингерсолл подчеркивает,​ что христианский Бог — лишь одно из таких творений:​ «У некоторых [богов — В.С.] тысячи рук, у других — сотня голов..,​ некоторые превращаются в людей, некоторые — в лебедей,​ некоторые — в быков, некоторые — в голубей,​ некоторые — в Святой Дух, и предаются любви с прекрасными дочерьми человеческими» (Ibid., P. 8). Ингерсолл связывает экономическое состояние народов с «качеством» их богов: «величайшие и наиболее могущественные [нации] имеют самых могущественных богов, тогда как более слабые довольствуются отбросами небес» (Ibid., P. 11). Библия,​ по мнению Ингерсолла,​ это книга, «наполненная эпизодами равно ужасными,​ несправедливыми и жестокими» (Ibid., P. 14). Она должна занять свое место среди «шастр,​ пуран, вед, эдд, саг и коранов» (Ibid., P. 56). Религиозная вера — это «неудачная смесь безумия и невежества» (Ibid., P. 16). Самой ранней формой религии является поклонение «дикарей идолам из дерева и камня» (Ibid., P. 39). Изменение форм религии Ингерсолл связывает с постепенным накоплением знаний о природе,​ при этом он принимает концепцию эволюции религии от низших форм к более сложным. От веры в идолов человек переходит к вере в духов, затем количество этих духов уменьшается до одного. Постепенно идея единого Бога становится все более абстрактной,​ появляется вера в то, что Бог лишь создал законы,​ управляющие Вселенной. Однако деизм, по мысли Ингерсолла,​ столь же ошибочен,​ как и теизм: «Тот, кто не может согласовать жестокости Библии с добротой Иеговы,​ не может согласовать и жестокости природы с добротой и мудростью предполагаемого божества» (The Works, Vol.11, P. 227). Рассматривая происхождение религий,​ Ингерсолл выводит их из желания человека жить вечно, из невежества и страха. Боги творятся людьми и повторяют особенности своих создателей (The Works, Vol.1, P. 7). Рассматривая разнообразие сотворенных человеком богов, Ингерсолл подчеркивает,​ что христианский Бог — лишь одно из таких творений:​ «У некоторых [богов — В.С.] тысячи рук, у других — сотня голов..,​ некоторые превращаются в людей, некоторые — в лебедей,​ некоторые — в быков, некоторые — в голубей,​ некоторые — в Святой Дух, и предаются любви с прекрасными дочерьми человеческими» (Ibid., P. 8). Ингерсолл связывает экономическое состояние народов с «качеством» их богов: «величайшие и наиболее могущественные [нации] имеют самых могущественных богов, тогда как более слабые довольствуются отбросами небес» (Ibid., P. 11). Библия,​ по мнению Ингерсолла,​ это книга, «наполненная эпизодами равно ужасными,​ несправедливыми и жестокими» (Ibid., P. 14). Она должна занять свое место среди «шастр,​ пуран, вед, эдд, саг и коранов» (Ibid., P. 56). Религиозная вера — это «неудачная смесь безумия и невежества» (Ibid., P. 16). Самой ранней формой религии является поклонение «дикарей идолам из дерева и камня» (Ibid., P. 39). Изменение форм религии Ингерсолл связывает с постепенным накоплением знаний о природе,​ при этом он принимает концепцию эволюции религии от низших форм к более сложным. От веры в идолов человек переходит к вере в духов, затем количество этих духов уменьшается до одного. Постепенно идея единого Бога становится все более абстрактной,​ появляется вера в то, что Бог лишь создал законы,​ управляющие Вселенной. Однако деизм, по мысли Ингерсолла,​ столь же ошибочен,​ как и теизм: «Тот, кто не может согласовать жестокости Библии с добротой Иеговы,​ не может согласовать и жестокости природы с добротой и мудростью предполагаемого божества» (The Works, Vol.11, P. 227).
 +
 Р.Г. Ингерсолл — одна из ключевых фигур американского свободомыслия. Он, по меткому выражению С. Джейкоби,​ «перекинул мост между теоретическим деизмом эпохи Просвещения и практическим свободомыслием,​ концентрирующемся на социальных проблемах» (Jacoby S. Freethinkers:​ A History of American Secularism, P. 176). Р.Г. Ингерсолл — одна из ключевых фигур американского свободомыслия. Он, по меткому выражению С. Джейкоби,​ «перекинул мост между теоретическим деизмом эпохи Просвещения и практическим свободомыслием,​ концентрирующемся на социальных проблемах» (Jacoby S. Freethinkers:​ A History of American Secularism, P. 176).
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====
  
-  * Ingersoll R.G. The gods and other lecturesNY: Bennett, 1876. +  * Ingersoll R.G. The gods and other lecturesNY: Bennett, 1876. 
-  * Ingersoll R.G. Some mistakes of MosesWashington: Farrell, 1879. +  * Ingersoll R.G. Some mistakes of MosesWashington: Farrell, 1879. 
-  * Ingersoll R.G. The dying CreedLondon: G.W. Foote, 1880. +  * Ingersoll R.G. The dying CreedLondon: G.W. Foote, 1880. 
-  * Ingersoll R.G. How Man Makes GodsLondon, 1884. +  * Ingersoll R.G. How Man Makes GodsLondon, 1884. 
-  * Ingersol R.G. Why I am an agnosticWashington: Farrell, 1896. +  * Ingersol R.G. Why I am an agnosticWashington: Farrell, 1896. 
-  * Ingersoll R.G. The Works in 12 vol.NY: CosimoClassics,​ 2009. (1st pub. 1900)+  * Ingersoll R.G. The Works in 12 vol. NY: CosimoClassics,​ 2009. (1st pub. 1900)
   * Ingersoll R.G. Complete Lectures. Chicago-NY: Donohue&​Company,​ 1926.   * Ingersoll R.G. Complete Lectures. Chicago-NY: Donohue&​Company,​ 1926.