/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
каплан_мордехай_менахем [2016/01/31 17:34]
viktor_barashkov
каплан_мордехай_менахем [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 2: Строка 2:
 **Автор:​ Валерия Слепцова** **Автор:​ Валерия Слепцова**
  
-Раби ​Мордехай Менахем Каплан (Mordecai Menahem Kaplan, 1881-1983) – один из крупнейших представителей американского свободомыслия;​ свободомыслящий внутри иудейской традиции.+Мордехай Менахем Каплан (Mordecai Menahem Kaplan, 1881-1983) – один из крупнейших представителей американского свободомыслия;​ свободомыслящий внутри иудейской традиции.
  
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
 В определенном смысле продолжатель идей Б. Спинозы,​ Каплан стремился «осовременить» иудаизм.{{ :​kaplan.jpg?​200|}} Некоторые исследователи называют его систему «прото-атеизмом»(Robert L. Platzner Judaism and Atheism: The Challenge of Secular Humanism in Religion and New Atheism, ed. by A.Amarasingam. P.15). В определенном смысле продолжатель идей Б. Спинозы,​ Каплан стремился «осовременить» иудаизм.{{ :​kaplan.jpg?​200|}} Некоторые исследователи называют его систему «прото-атеизмом»(Robert L. Platzner Judaism and Atheism: The Challenge of Secular Humanism in Religion and New Atheism, ed. by A.Amarasingam. P.15).
-Глубокое влияние социальных наук на представления о Боге привело М. Каплана к разрушению традиционных теологических иудейских ​ конструктов,​ критике как консервативного,​ так и реформированного иудаизма. Под влиянием философии прагматизма Каплан заостряет внимание на практических следствиях из принятия той концепции Бога, которую критикует и отвергает современная наука. По его мнению,​ невозможность принять в современных условиях образ Бога как некоего невидимого сверхчеловека,​ наделенного всеми психологическими человеческими чертами,​ приводит многих людей к концепции Бога как некой высшей реальности,​ определяемой в терминах силы, энергии и т.п. Однако деизм и пантеизм полностью разрушают чувство святости жизни, поскольку не соответствуют человеческим идеалам и задаче спасения. Современный кризис традиционных религий обусловлен тем фактом,​ что они, разделяя мир на материальный и сверхъестественный,​ обещают спасение только в последнем,​ тогда как в первом спасение невозможно (Dynamic Judaism.., P. 42).+ 
 +Глубокое влияние современной ​науки на представления о Боге привело М. Каплана к разрушению традиционных теологических иудейских ​ конструктов,​ критике как консервативного,​ так и реформированного иудаизма. ​Каплан пишет: "​Современная наука вновь преобразовала нашу картину мира. Мы больше не можем рассматривать Бога как невидимого сверхчеловека"​ (Cit. ex.  Robert L. Platzner Judaism and Atheism: The Challenge of Secular Humanism in Religion and New Atheism, ed. by A.Amarasingam. P.15). 
 + 
 +Под влиянием философии прагматизма Каплан заостряет внимание на практических следствиях из принятия той концепции Бога, которую критикует и отвергает современная наука. По его мнению,​ невозможность принять в современных условиях образ Бога как некоего невидимого сверхчеловека,​ наделенного всеми психологическими человеческими чертами,​ приводит многих людей к концепции Бога как некой высшей реальности,​ определяемой в терминах силы, энергии и т.п. Однако деизм и пантеизм полностью разрушают чувство святости жизни, поскольку не соответствуют человеческим идеалам и задаче спасения. Современный кризис традиционных религий обусловлен тем фактом,​ что они, разделяя мир на материальный и сверхъестественный,​ обещают спасение только в последнем,​ тогда как в первом спасение невозможно (Dynamic Judaism.., P. 42). 
 По мысли Каплана,​ внутри человеческой личности существует нечто божественное – инструмент,​ который ведет человеческую расу к развитию. Каплан отвергает Бога как сумму атрибутов,​ перечисленных в Библии,​ но динамический концепт Бога иудаизма,​ Бога как процесса,​ может быть, по мнению Каплана,​ приспособлен к гуманистическим аспектам человеческого существования. «Бог – это Процесс,​ с помощью ​ которого вселенная производит личности»,​ а «личности – это процессы,​ с помощью которых Бог проявляет себя в индивидуальном» (Ibid., P. 74). Т.о., термины «личность» и «Бог» взаимосвязаны настолько,​ что ни один не имеет смысла без другого. Вселенная,​ по мысли Каплана,​ постоянно стремится от наличного к должному,​ и причина этого стремления – Бог. Очевидно,​ что для Каплана Бог остается лишь в этической сфере, хотя сам он отвергает «растворение Бога в этике» как основную цель своего мировоззренческого конструкта. Из понимания Бога вытекает понимание целей и задач религии. Они не в том, чтобы создавать метафизические концепции Бога, а в том, чтобы вести человечество к высшей цели — становлению образом Божьим (Ibid., P. 72). Тора является первой попыткой осознания человеком целей религии и должна интерпретироваться именно в этом ключе. По мысли Каплана,​ внутри человеческой личности существует нечто божественное – инструмент,​ который ведет человеческую расу к развитию. Каплан отвергает Бога как сумму атрибутов,​ перечисленных в Библии,​ но динамический концепт Бога иудаизма,​ Бога как процесса,​ может быть, по мнению Каплана,​ приспособлен к гуманистическим аспектам человеческого существования. «Бог – это Процесс,​ с помощью ​ которого вселенная производит личности»,​ а «личности – это процессы,​ с помощью которых Бог проявляет себя в индивидуальном» (Ibid., P. 74). Т.о., термины «личность» и «Бог» взаимосвязаны настолько,​ что ни один не имеет смысла без другого. Вселенная,​ по мысли Каплана,​ постоянно стремится от наличного к должному,​ и причина этого стремления – Бог. Очевидно,​ что для Каплана Бог остается лишь в этической сфере, хотя сам он отвергает «растворение Бога в этике» как основную цель своего мировоззренческого конструкта. Из понимания Бога вытекает понимание целей и задач религии. Они не в том, чтобы создавать метафизические концепции Бога, а в том, чтобы вести человечество к высшей цели — становлению образом Божьим (Ibid., P. 72). Тора является первой попыткой осознания человеком целей религии и должна интерпретироваться именно в этом ключе.
  
Строка 13: Строка 17:
  
  
-  * Kaplan M.M. Judaism as a Civilization:​ Toward a Reconstruction of American-Jewish LifeSkokie: Varda Books, 2001, 5th ed. (1st pub. 1934, repr. 1957, 1967, 1981, 1994). +  * Kaplan M.M. Judaism as a Civilization:​ Toward a Reconstruction of American-Jewish LifeSkokie: Varda Books, 2001, 5th ed. (1st pub. 1934, repr. 1957, 1967, 1981, 1994). 
-  * Kaplan M. Judaism in TransitionNY: Covici Friede Publishers, 1936. +  * Kaplan M. Judaism in TransitionNY: Covici Friede Publishers, 1936. 
-  * Kaplan M. The Meaning of God in Modern Jewish ReligionDetroit: Wayne State University Press, 1994, 3rd ed. (1st pub. 1937, repr. 1962). +  * Kaplan M. The Meaning of God in Modern Jewish ReligionDetroit: Wayne State University Press, 1994, 3rd ed. (1st pub. 1937, repr. 1962). 
-  * Kaplan M. The Future of the American JewUSA: Reconstructionist Press, 1981 (1st pub. 1948). +  * Kaplan M. The Future of the American JewUSA: Reconstructionist Press, 1981 (1st pub. 1948). 
-  * Kaplan M. Questions Jews Ask: Reconstructionist AnswersBrighton: Academic Studies Press, 2011 (1st pub. 1956). +  * Kaplan M. Questions Jews Ask: Reconstructionist AnswersBrighton: Academic Studies Press, 2011 (1st pub. 1956). 
-  * Kaplan M. Judaism Without SupernaturalismUSA: Reconstructionist Press , 1958. +  * Kaplan M. Judaism Without SupernaturalismUSA: Reconstructionist Press, 1958. 
-  * Kaplan M. The New ZionismUSA: Reconstructionist Press, 1959. +  * Kaplan M. The New ZionismUSA: Reconstructionist Press, 1959. 
-  * Kaplan M. The Greater Judaism in the MakingBrighton: Academic Studies Press, 2011, (1st pub. 1960). +  * Kaplan M. The Greater Judaism in the MakingBrighton: Academic Studies Press, 2011, (1st pub. 1960). 
-  * Kaplan M. The Purpose and Meaning of Jewish ExistenceNY: Jewish Publication Society of America, 1964. +  * Kaplan M. The Purpose and Meaning of Jewish ExistenceNY: Jewish Publication Society of America, 1964. 
-  * Kaplan M. The Religion of Ethical NationhoodLondon: Macmillan, 1970. +  * Kaplan M. The Religion of Ethical NationhoodLondon: Macmillan, 1970. 
-  * Kaplan M. If not now, when?: Toward a reconstitution of the Jewish peopleUSA: Schocken Books, 1973. +  * Kaplan M. If not now, when?: Toward a reconstitution of the Jewish peopleUSA: Schocken Books, 1973. 
-  * Kaplan M. Dynamic Judaism: The Essential Writings of Mordecai M. KaplanNY: Fordham University Press, 1991.[[https://​books.google.ru/​books?​id=IVWityYQ6m0C&​printsec=frontcover&​hl=ru&​source=gbs_ge_summary_r&​cad=0#​v=onepage&​q&​f=false]]+  * Kaplan M. Dynamic Judaism: The Essential Writings of Mordecai M. KaplanNY: Fordham University Press, 1991.[[https://​books.google.ru/​books?​id=IVWityYQ6m0C&​printsec=frontcover&​hl=ru&​source=gbs_ge_summary_r&​cad=0#​v=onepage&​q&​f=false]]