/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
карл_бет [2015/12/25 02:34]
stanislav_panin [Основные сочинения]
карл_бет [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 6: Строка 6:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​106.i.595_beth_karl_1872-1959_systematische_evang_theologie_ohdat.jpg?​nolink&​200|}}Круг интересов Бета был достаточно широким и включал,​ помимо философии,​ интерес к которой в нем пробудился под влиянием ​великого ​Дильтея,​ бывшего одним из его учителей,​ также историю религии,​ антропологию и психологию религии. В последней области его вклад ​ заключался прежде всего в институционализации психологии религии:​ в 1922 году он основал Международное общество психологии религии,​ которое имело специальный исследовательский центр в Вене и издавало журнал. В 1928 – 1929 годах вышло 4 выпуска этого издания (Veröffentlichungen der Wiener Religionspsychologischen Forschungsinstituts durch die Internationale Religionspsychologische Gesellschaft),​ на страницах которого публиковал свои работы сам Бет, его талантливая супруга-религиовед и психолог религии Марианна Бет, Густав Форбродт,​ Вильгельм Тулесс,​ а также ряд других известных ученых,​ определивших вектор развития психологии религии как научной дисциплины. Вокруг общества и журнала в 1920-х гг. сгруппировались европейские и американские ученые. В 1931 году под руководством Бета в Вене был проведен конгресс по психологии неверия,​ который стал первым крупным научным мероприятием,​ посвященным этой проблематике. Марианна Бет планировала издание трех объемных томов по психологии неверия,​ однако в силу финансовых обстоятельств после первого выпуска издание было прекращено. Начинания общества и издание журнала были прерваны по идеологическим соображениям в середине 1930-х, а в 1938 году Бет эмигрировал в США (в Чикаго,​ где стал профессором философии религии и психологии религии).  ​+{{ :​106.i.595_beth_karl_1872-1959_systematische_evang_theologie_ohdat.jpg?​nolink&​200|}}Круг интересов Бета был достаточно широким и включал,​ помимо философии,​ интерес к которой в нем пробудился под влиянием Дильтея,​ бывшего одним из его учителей,​ также историю религии,​ антропологию и психологию религии. В последней области его вклад ​ заключался прежде всего в институционализации психологии религии:​ в 1922 году он основал Международное общество психологии религии,​ которое имело специальный исследовательский центр в Вене и издавало журнал. В 1928 – 1929 годах вышло 4 выпуска этого издания (по общим названием "Veröffentlichungen der Wiener Religionspsychologischen Forschungsinstituts durch die Internationale Religionspsychologische Gesellschaft"), на страницах которого публиковал свои работы сам Бет, его талантливая супруга-религиовед и психолог религии Марианна Бет, Густав Форбродт,​ Вильгельм Тулесс,​ а также ряд других известных ученых,​ определивших вектор развития психологии религии как научной дисциплины. Вокруг общества и журнала в 1920-х гг. сгруппировались европейские и американские ученые. В 1931 году под руководством Бета в Вене был проведен конгресс по психологии неверия,​ который стал первым крупным научным мероприятием,​ посвященным этой проблематике. Марианна Бет планировала издание трех объемных томов по психологии неверия,​ однако в силу финансовых обстоятельств после первого выпуска издание было прекращено. Начинания общества и издание журнала были прерваны по идеологическим соображениям в середине 1930-х, а в 1938 году Бет эмигрировал в США (в Чикаго,​ где стал профессором философии религии и психологии религии).  ​
  
-Среди религиоведческих сочинений Бета более всего известны «Религия и магия»,​ изданная первый раз в 1914 году, а в 1927 – существенно переработанная,​ и «Введение в сравнительную историю религии»,​ увидевшее свет в 1920 году. Первая из этих книг, наряду с обстоятельной критикой существовавших тогда теорий магии, ​- что было в духе тогдашних сочинений по философии и психологии,​ - содержит довольно много информативных замечаний о психологических корнях магических действий,​ о роли желания и аффективных действий в ритуалах первобытных народов. Уже в первом издании книги делается упор на психологические мотивы,​ желания и аффекты людей, которые играют существенную роль в магических ритуалах [1: 93-94, 100, 108-109]. ​+Среди религиоведческих сочинений Бета более всего известны «Религия и магия»,​ изданная первый раз в 1914 году, а в 1927 – существенно переработанная,​ и «Введение в сравнительную историю религии»,​ увидевшее свет в 1920 году. Первая из этих книг, наряду с обстоятельной критикой существовавших тогда теорий магии, содержит довольно много информативных замечаний о психологических корнях магических действий,​ о роли желания и аффективных действий в ритуалах первобытных народов. Уже в первом издании книги делается упор на психологические мотивы,​ желания и аффекты людей, которые играют существенную роль в магических ритуалах [1: 93-94, 100, 108-109]. ​
  
-Религию и магию Бет считает схожими в своем основании,​ в том смысле,​ что обе они являются психологическими реакциями на то, с чем человек сталкивается в своей жизни и что вызывает ​ у него две противоположные реакции. Магия и религия суть «развивающиеся в разных направлениях реакции жизненного порыва на недостаточность человеческих возможностей» [1: 224]. Одна реакция – это признание собственной ограниченности и вместе с тем попытка преодолеть ее иллюзорными средствами (именно такой термин Бет употребляет в отношении магии). Другая реакция также начинается со столкновения с реальностью и ощущения собственного бессилия,​ но при этом жизненный порыв (Lebenstrieb) здесь утверждается в высшей надмирной силе, которая принимает человека таким, какой он есть и поддерживает его жизнь. Во «Введении в сравнительную историю религии» Бет подчеркивает личностный характер отношения к сверхъестественному в религии и не отделяет ее жесткими границами от магии и анимизма:​ в душевной жизни человека,​ особенно,​ на ранних стадиях его развития,​ эти ​духовные ​феномены взаимосвязаны,​ а потому элементы,​ например,​ магии мы до сих пор обнаруживаем в различных формах у самых разных людей, потому говорить о «вырождении» каких-либо ранних форм религиозной жизни было бы некорректно [2: 7-8]. Уже в этих формулировках выражается стремление Бета уйти от жестких схем в исследовании религии (будь то эволюционизм или антиэволюционизм). Категория «жизненного порыва»,​ как и часто появляющаяся у него мысль о внутренней связи магии и религии,​ а также идея внутренней связи феноменов душевной жизни выводит нас к философии жизни и категориям понимающей (объяснительной,​ как ее назвал Дильтей) психологии. С другой стороны,​ к исследованию явлений религиозной жизни - эту мысль Бет также часто выражает - нужно подходить комплексно (как с исторической,​ так и с психологической точки зрения в их взаимном дополнении),​ чтобы избежать односторонности и упрощенных схем.+Религию и магию Бет считает схожими в своем основании,​ в том смысле,​ что обе они являются психологическими реакциями на то, с чем человек сталкивается в своей жизни и что вызывает ​ у него две противоположные реакции. Магия и религия суть «развивающиеся в разных направлениях реакции жизненного порыва на недостаточность человеческих возможностей» [1: 224]. Одна реакция – это признание собственной ограниченности и вместе с тем попытка преодолеть ее иллюзорными средствами (именно такой термин Бет употребляет в отношении магии). Другая реакция также начинается со столкновения с реальностью и ощущения собственного бессилия,​ но при этом жизненный порыв (Lebenstrieb) здесь утверждается в высшей надмирной силе, которая принимает человека таким, какой он есть и поддерживает его жизнь. Во «Введении в сравнительную историю религии» Бет подчеркивает личностный характер отношения к сверхъестественному в религии и не отделяет ее жесткими границами от магии и анимизма:​ в душевной жизни человека,​ особенно,​ на ранних стадиях его развития,​ эти феномены взаимосвязаны,​ а потому элементы,​ например,​ магии мы до сих пор обнаруживаем в различных формах у самых разных людей. Поэтому говорить о «вырождении» каких-либо ранних форм религиозной жизни было бы некорректно [2: 7-8]. В этих формулировках выражается стремление Бета уйти от жестких схем в исследовании религии (будь то эволюционизм или антиэволюционизм). Категория «жизненного порыва»,​ как и часто появляющаяся у него мысль о внутренней связи магии и религии,​ а также идея внутренней связи феноменов душевной жизни выводит нас к философии жизни и категориям понимающей (объяснительной,​ как ее назвал Дильтей) психологии. С другой стороны,​ к исследованию явлений религиозной жизни - эту мысль Бет также часто выражает - нужно подходить комплексно (как с исторической,​ так и с психологической точки зрения в их взаимном дополнении),​ чтобы избежать односторонности и упрощенных схем.
  
 Наследие Карла Бета, как и Марианны Бет, по сей день совершенно не задействовано в отечественных гуманитарных исследованиях. Наследие Карла Бета, как и Марианны Бет, по сей день совершенно не задействовано в отечественных гуманитарных исследованиях.