/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
константин_остеррайх [2015/12/25 19:07]
stanislav_panin [Основные сочинения]
константин_остеррайх [2016/08/05 14:37] (текущий)
Строка 9: Строка 9:
 {{ :​43297.jpg.pv.jpg?​200|}}Сфера научных интересов Остеррайха весьма обширна. Помимо собственно психологических проблем,​ в нее входила история философской мысли, проблемы современных гуманитарных наук, а также история религий. Последний элемент в сочетании с психологическими познаниями Остеррайха привел к созданию им ценных трудов по психологии религии («Введение в психологию религии как основание философии религии и истории религии» и «Религиозный опыт как философская проблема»),​ с которыми он и вошел в историю религиоведения. ​ {{ :​43297.jpg.pv.jpg?​200|}}Сфера научных интересов Остеррайха весьма обширна. Помимо собственно психологических проблем,​ в нее входила история философской мысли, проблемы современных гуманитарных наук, а также история религий. Последний элемент в сочетании с психологическими познаниями Остеррайха привел к созданию им ценных трудов по психологии религии («Введение в психологию религии как основание философии религии и истории религии» и «Религиозный опыт как философская проблема»),​ с которыми он и вошел в историю религиоведения. ​
  
-Задачей психологии религии Остеррайх считает психологический анализ религиозной жизни на различных ступенях ее развития и в самых разных ее проявлениях [4,1]. Первичным в религии является живое отношение к сверхчувственному. Она всегда связана с целым комплексом чувств и эмоциональных состояний (боязнь,​ испуг, любовь,​ почитание,​ доверие и т.д.). Поскольку здесь речь идет о душевных состояниях и процессах конкретных людей, то, полагает Остеррайх,​ продолжая в этом смысле психологическую традицию,​ идущую от Дильтея,​ психология религии должна опираться на дескриптивные методы; экспериментальный подход,​ по его мнению,​ в данном случае вряд ли будет иметь успех. Исследование в сфере психологии религии в качестве основных источников использует различные свидетельства,​ автобиографии,​ труды религиозных гениев,​ их биографии,​ составленные близкими им людьми,​ религиозную литературу и релевантную для исследования художественную литературу,​ а также произведения изобразительного искусства. Вместе с тем, исследование в рамках общеметодологической программы наук о духе в данном случае сталкивается с рядом трудностей,​ основными из которых Остеррайх считает скудость исходного материала и проблемы,​ связанные с постижением духовного мира других людей. С другой стороны,​ исследование душевной жизни другого человека не ограничивается только фиксацией определенных данностей;​ оно должно описать их на языке научных понятий. Это расчленение и упорядочение также является проблемой наук о духе. К тому же, говорит Остеррайх,​ высшие проявления религиозности с трудом могут быть поняты на этом пути и, тем не менее, вполне поддаются исследованию,​ если мы примем во внимание,​ что они возникают как результат усиления и возвышения одних душевных функций человека и уменьшения силы других. ​+Задачей психологии религии Остеррайх считает психологический анализ религиозной жизни на различных ступенях ее развития и в самых разных ее проявлениях [4:1]. Первичным в религии является живое отношение к сверхчувственному. Она всегда связана с целым комплексом чувств и эмоциональных состояний (боязнь,​ испуг, любовь,​ почитание,​ доверие и т.д.). Поскольку здесь речь идет о душевных состояниях и процессах конкретных людей, то, полагает Остеррайх,​ продолжая в этом смысле психологическую традицию,​ идущую от Дильтея,​ психология религии должна опираться на дескриптивные методы. Экспериментальный подход,​ по его мнению,​ в данном случае вряд ли будет иметь успех. Исследование в сфере психологии религии в качестве основных источников использует различные свидетельства,​ автобиографии,​ труды религиозных гениев,​ их биографии,​ составленные близкими им людьми,​ религиозную литературу и релевантную для исследования художественную литературу,​ а также произведения изобразительного искусства. Вместе с тем, исследование в рамках общеметодологической программы наук о духе в данном случае сталкивается с рядом трудностей,​ основными из которых Остеррайх считает скудость исходного материала и проблемы,​ связанные с постижением духовного мира других людей. С другой стороны,​ исследование душевной жизни другого человека не ограничивается только фиксацией определенных данностей;​ оно должно описать их на языке научных понятий. Это расчленение и упорядочение также является проблемой наук о духе. К тому же, говорит Остеррайх,​ высшие проявления религиозности с трудом могут быть поняты на этом пути и, тем не менее, вполне поддаются исследованию,​ если мы примем во внимание,​ что они возникают как результат усиления и возвышения одних душевных функций человека и уменьшения силы других. ​
  
-{{ :​einfuhrung-religionspsychologie-grundlage-a27d4fb2-2674-4ae8-9044-0c835dde09e8.jpeg?​200|}}На основании психологических знаний мы таким образом можем приблизиться к пониманию опыта видений,​ снов, глоссолалий (широко обсуждавшаяся в трудах психологов тех лет тема), иных религиозных переживаний,​ вынося за скобки вопрос об истинности или ложности того, что нам дано в таком опыте и оперируя исключительно научными (психологическими) категориями [499-100]. Остеррайх видит в этих явлениях наступающее при определенной интенсивности религиозной жизни расширение человеческого опыта, которое начинается с воздействий,​ исходящих из сферы бессознательного. В этом смысле он присоединяется к позиции ​Джеймса,​ который также считал,​ что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании религиозной личности. К исследованию этих религиозных феноменов у Остеррайха присоединяется ​тема одержимости. Исследования этой проблемы у Остеррайха,​ как и труды Жане, впоследствии стали классическими. Вместе с тем, проблема одержимости,​ как и интерес к оккультным феноменам,​ сочетавшийся с интересом к психологии личности,​ приводят Остеррайха в сферу парапсихологии. Этой проблематике он посвящает заключительный раздел «Введения в психологию к религии»,​ а также работы «Оккультизм в современной картине мира» и «Основные понятия парапсихологии».  ​+{{ :​einfuhrung-religionspsychologie-grundlage-a27d4fb2-2674-4ae8-9044-0c835dde09e8.jpeg?​200|}}На основании психологических знаний мы таким образом можем приблизиться к пониманию опыта видений,​ снов, глоссолалий (широко обсуждавшаяся в трудах психологов тех лет тема), иных религиозных переживаний,​ вынося за скобки вопрос об истинности или ложности того, что нам дано в таком опыте и оперируя исключительно научными (психологическими) категориями [499-100]. Остеррайх видит в этих явлениях наступающее при определенной интенсивности религиозной жизни расширение человеческого опыта, которое начинается с воздействий,​ исходящих из сферы бессознательного. В этом смысле он солидарен с подходом ​Джеймса,​ который также считал,​ что бессознательные процессы играют значительную роль в формировании религиозной личности. К исследованию этих религиозных феноменов у Остеррайха присоединяется ​проблема одержимости. Исследования этой проблемы у Остеррайха,​ как и труды Жане, впоследствии стали классическими. Вместе с тем, проблема одержимости,​ как и интерес к оккультным феноменам,​ сочетавшийся с интересом к психологии личности,​ приводят Остеррайха в сферу парапсихологии. Этой проблематике он посвящает заключительный раздел «Введения в психологию к религии»,​ а также работы «Оккультизм в современной картине мира» и «Основные понятия парапсихологии».  ​
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====