/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
оскар_пфистер [2016/08/05 14:38]
127.0.0.1 внешнее изменение
оскар_пфистер [2018/08/25 07:53] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 7: Строка 7:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​oskar_pfister-e1359457526261.jpg?​200|}}В истории психоаналитического движения заслуги Оскара Пфистера состояли прежде всего в оригинальной разработке им проблем психоаналитической педагогики,​ а также – в интересующем нас аспекте – в применении им психологических знаний в пастырском душепопечении,​ в сфере практической теологии. В этом последнем смысле он может считаться основателем получившего значительное распространение в XX столетии "​аналитического душепопечения"​. Пфистер внес существенный вклад в развитие психологии религии своими разработками в области интерпретации религиозной символики ​и своими исследованиями развития религиозной личности.+{{ :​oskar_pfister-e1359457526261.jpg?​200|}}В истории психоаналитического движения заслуги Оскара Пфистера состояли прежде всего в оригинальной разработке им проблем психоаналитической педагогики,​ а также – в интересующем нас аспекте – в применении им психологических знаний в пастырском душепопечении,​ в сфере практической теологии. В этом последнем смысле он может считаться основателем получившего значительное распространение в XX столетии "​аналитического душепопечения"​. Пфистер внес существенный вклад в развитие психологии религии своими разработками в области интерпретации религиозной символики и исследованиями развития религиозной личности.
  
-За долгие годы пастырского служения к Пфистеру не раз обращались прихожане с различными проблемами психологического характера,​ которых они ​самиестественно, объяснить не могли. Поначалу Пфистер также не мог понять происходящих с людьми изменений:​ он просто не располагал соответствующими знаниями для этого. Ситуация изменилась,​ когда в 1908 году Пфистер познакомился с тогда еще совершенно новым психоаналитическим методом,​ а потом и с Фрейдом,​ с которым у него завязались длительные дружеские отношения и многолетняя насыщенная новаторскими идеями переписка. Психоанализ позволил Пфистеру открыть для себя совершенно своеобразный мир бессознательных переживаний,​ импульсов,​ вытесненных желаний,​ комплексов,​ которые очень часто выступают в роли скрытых мотивов человеческого поведения. ​+За долгие годы пастырского служения к Пфистеру не раз обращались прихожане с различными проблемами психологического характера, ​объяснить ​которые они ​были не в состоянии. Поначалу Пфистер также не мог понять происходящих с людьми изменений:​ он просто не располагал соответствующими знаниями для этого. Ситуация изменилась,​ когда в 1908 году Пфистер познакомился с тогда еще совершенно новым психоаналитическим методом,​ а потом и с Фрейдом,​ с которым у него завязались длительные дружеские отношения и многолетняя насыщенная новаторскими идеями переписка. Психоанализ позволил Пфистеру открыть для себя совершенно своеобразный мир бессознательных переживаний,​ импульсов,​ вытесненных желаний,​ комплексов,​ которые очень часто выступают в роли скрытых мотивов человеческого поведения. ​
  
-Исследованию таких явлений посвящено его первое фундаментальное психологическое сочинение под названием «Психоаналитический метод». Оно появилось в 1913 году, за несколько лет до выхода в свет «Лекций по введению в психоанализ» Фрейда и стало первым опытом такого рода. Сам Фрейд очень высоко оценивал это ​сочинение: психоанализ в нем предстает как строгая научная теория,​ разрабатывается необходимый понятийный аппарат,​ включая основанные на анализе многочисленных примеров ключевые понятия бессознательного,​ подсознательного,​ сексуальности и т.д. При этом Пфистер часто проявляет самостоятельность и оригинальность мысли. ​Здесь он довольно часто обращается к навязчивым действиям богохульного характера,​ к непонятному ​навязчивому желанию делать зло другим,​ к религиозной символике сновидений некоторых невротических личностей. Он пытается объяснить эти явления,​ применяя к ним психоаналитический метод, обогащая его, но при этом ясно дает понять,​ что, объясняя отдельные явления,​ связанные с религиозной проблематикой,​ психоанализ не может дать объяснение феномена религии в целом. Хотя он может способствовать более ясному пониманию психологической природы символов,​ установить необходимые аналогии,​ показать несостоятельность тех или иных подходов в практике религиозного воспитания или в сфере душепопечения,​ однако этот подход нельзя абсолютизировать. Близкие идеи Пфистер высказывает и в своих более поздних статьях «Психология религии на распутье» и «Первичные чувства как основания высших духовных функций»,​ где он непосредственно переходит к разработке проблем психоаналитической психологии религии.+Исследованию ​этих явлений посвящено его первое фундаментальное психологическое сочинение под названием «Психоаналитический метод». Оно появилось в 1913 году, за несколько лет до выхода в свет «Лекций по введению в психоанализ» Фрейда и стало первым опытом такого рода. Сам Фрейд очень высоко оценил этот труд: психоанализ в нем предстает как строгая научная теория,​ разрабатывается необходимый понятийный аппарат,​ включая основанные на анализе многочисленных примеров ключевые понятия бессознательного,​ подсознательного,​ сексуальности и т.д. При этом Пфистер часто проявляет самостоятельность и оригинальность мысли. ​Уже здесь он довольно часто обращается к навязчивым действиям богохульного характера,​ к навязчивому желанию делать зло другим,​ к религиозной символике сновидений некоторых невротических личностей. Он пытается объяснить эти явления,​ применяя к ним психоаналитический метод, обогащая его, но при этом ясно дает понять,​ что, объясняя отдельные явления,​ связанные с религиозной проблематикой,​ психоанализ не может дать объяснение феномена религии в целом. Хотя он может способствовать более ясному пониманию психологической природы символов,​ установить необходимые аналогии,​ показать несостоятельность тех или иных подходов в практике религиозного воспитания или в сфере душепопечения,​ однако этот подход нельзя абсолютизировать. Близкие идеи Пфистер высказывает и в своих более поздних статьях «Психология религии на распутье» и «Первичные чувства как основания высших духовных функций»,​ где он непосредственно переходит к разработке проблем психоаналитической психологии религии.
  
-В двух своих блестящих исследованиях религиозных личностей - в книге «Набожность графа Людвига фон Цинцендорфа» и в статье «Развитие апостола Павла» - он также показывает влияние энергии первичных влечений на религиозное развитие ​человека. В первом из этих сочинений рассматривается жизнь выдающегося религиозного деятеля XVIII столетия,​ основателя общины гернгутеров графа Цинцендорфа. Пфистер ​и обращает особенное внимание на значение детских сексуальных представлений для последующего развития его идей. Основной интенцией ​этого сочинения ​является ​идея о том, что не получившие выхода и нормального удовлетворения сексуальные влечения впоследствии переносятся на религиозную почву и, как в случае Цинцендофа, говорит Пфистер, создают основу для ненависти к своему плотскому телу и особо изощренной любви к израненному телу Иисуса,​ из которого воображение Цинцендорфа создало образ максимально возможного освобождения от всякой телесности. Своим анализом жизни ​Цинцендорфа ​Пфистер раскрывает перед нами те искажения,​ которые претерпевают христианские представления,​ когда они становятся прикрытием для болезненных страхов,​ а энергия первичных влечений не находит выхода. ​+В двух своих блестящих исследованиях религиозных личностей - в книге «Набожность графа Людвига фон Цинцендорфа» и в статье «Развитие апостола Павла» - он также показывает влияние энергии первичных влечений на становление ​религиозной личности. В первом из этих сочинений рассматривается жизнь выдающегося религиозного деятеля XVIII столетия,​ основателя общины гернгутеров графа Цинцендорфа. Пфистер обращает особенное внимание на значение детских сексуальных представлений для последующего развития его идей. Основная идея этого сочинения ​заключается ​в том, что не получившие выхода и нормального удовлетворения сексуальные влечения впоследствии переносятся на религиозную почву и, как, по мысли Пфистера это было ​в случае Цинцендофа,​ создают основу для ненависти к своему плотскому телу и особо изощренной любви к израненному телу Иисуса,​ из которого воображение Цинцендорфа создало образ максимально возможного освобождения от всякой телесности. Своим анализом жизни ​этого религиозного деятеля ​Пфистер раскрывает перед нами те искажения,​ которые претерпевают христианские представления,​ когда они становятся прикрытием для болезненных страхов,​ а энергия первичных влечений не находит выхода. ​
  
-Другой важной в контексте постепенно сближения теологии и психоанализа идеей, которую ​высказывает ​Пфистер, является мысль о близости между ​христианским учением и психоанализом: оба они призывают человека к любви к ближнему,​ к самому себе, а также к Богу. Тем самым, подчеркивает Пфистер в «Психоаналитическом методе» и в работе «Аналитическое душепопечение»,​ предлагается верное направление одной из основных человеческих потребностей,​ то есть потребности в любви. Любовь к самому себе – альтернатива садизму и изощренному аскетизму,​ любовь к ближнему – жестокости и половым извращениям,​ а любовь к Богу, неразрывно связанная с верой, помогает человеку обрести опору и надежду,​ когда он разочарован и чувствует свое бессилие в борьбе с жестокостью и несправедливостью мира. ​+Другая важная мысль, которую Пфистер ​проводит в разных своих ​сочинениях,​ - близость христианского ​учения и психоанализа: оба они призывают человека к любви к ближнему,​ к самому себе, а также к Богу. Тем самым, подчеркивает Пфистер в «Психоаналитическом методе» и в работе «Аналитическое душепопечение»,​ предлагается верное направление одной из основных человеческих потребностей,​ то есть потребности в любви. Любовь к самому себе – альтернатива садизму и изощренному аскетизму,​ любовь к ближнему – жестокости и половым извращениям,​ а любовь к Богу, неразрывно связанная с верой, помогает человеку обрести опору и надежду,​ когда он разочарован и чувствует свое бессилие в борьбе с жестокостью и несправедливостью мира. ​
  
-Идея любви как мощного духовного начала,​ дающего правильное направление чувствам и энергии человека и укрепляющее его духовное здоровье,​ является одной из важнейших в системе Пфистера (одна из его заслуг - переосмысление понятия сексуальности,​ разработанного Фрейдом). Отклонения от этого стержня человеческой жизни приводят к фанатизму и разрушениям,​ что ​Пфистер показывает на различных примерах из истории христианства в своей последней крупной работе «Христианство и страх»,​ вышедшей ​уже ​в 1944 году. Собственно весь проект аналитического душепопечения,​ который он разрабатывал в своих трудах,​ основан на исцеляющем воздействии любви на душевное состояние человека. ​В работе «Аналитическое душепопечение» ​Пфистер вновь обращается к примерам навязчивого богохульства,​ причудливых религиозных идей, неестественных форм любви, алкоголизма,​ клептомании,​ внезапных приступов гнева, ​к видениям и галлюцинациям и показывает, что во многих случаях старые практики,​ например,​ исповедь и моральные наставления,​ оказываются неэффективными. Они ​обращаются к сознанию человека,​ не учитывая при этом всю сложность подсознательных и бессознательных процессов,​ которые сопровождают такие состояния. Аналитическое душепопечение прежде всего ​обращается к обстоятельствам, которые стали причинами душевного недуга. Чтобы понять их, требуется подробный анализ ​обстоятельств ​жизни человека,​ его сновидений,​ привычек,​ порядка жизни. Мы стремимся «овладеть» этими скрытыми силами разрушения человеческой личности. Однако аналитическое душепопечение не ограничивается только разысканием причин недуга:​ одна из его важнейших задач состоит в том, чтобы дать верное направление энергии человеческих влечений. Подверженный духовному недугу человек,​ который никак не может самостоятельно освободиться от своей тяжкой зависимости или своих внутренних проблем и страдает от этого, заслуживает любви и внимательного отношения к своей проблеме. Пример такого доброго и заботливого пастыря человеческих душ для Пфистера как теолога и христианского мыслителя нам дает Христос. Аналитическое душепопечение,​ по Пфистеру,​ должно быть ориентировано на Его идеи и деяния. (За неимением места мы опускаем здесь весьма интересные примеры из работ Пфистера,​ переведенные нами). Позже схожие мысли будут высказывать известные ученики Юнга (также теологи и психологи) Йозеф Рудин и Виктор Уайт, некоторые их представителей американских школ психологии бессознательного (Биддл и Стерн),​ а в наше время – Исидор Баумгартнер,​ Йорг Мюллер и Ойген Древерман. ​+Идея любви как мощного духовного начала,​ дающего правильное направление чувствам и энергии человека и укрепляющее его духовное здоровье,​ является одной из важнейших в системе Пфистера (одна из его заслуг - переосмысление понятия сексуальности,​ разработанного Фрейдом). Отклонения от этого стержня человеческой жизни приводят к фанатизму и разрушениям,​ что и доказывают различные примеры из истории христианства, которые мыслитель приводит ​в своей последней и самой крупной работе «Христианство и страх»,​ вышедшей в 1944 году. Собственно весь проект аналитического душепопечения,​ который он разрабатывал в своих трудах,​ основан на исцеляющем воздействии любви на душевное состояние человека. Пфистер ​приводит ​немало примеров навязчивого богохульства,​ причудливых религиозных идей, неестественных форм любви, алкоголизма,​ клептомании,​ внезапных приступов гнева, видений и галлюцинаций, показывая, что во многих случаях старые практики,​ например,​ исповедь и моральные наставления,​ оказываются неэффективными, поскольку ​обращаются к сознанию человека,​ не учитывая при этом всю сложность подсознательных и бессознательных процессов,​ которые сопровождают такие состояния. Аналитическое душепопечение прежде всего ​заинтересовано в прояснении ​обстоятельств,​ которые стали причинами душевного недуга. Чтобы понять их, требуется подробный анализ жизни человека,​ его сновидений,​ привычек,​ порядка жизни. Мы стремимся «овладеть» этими скрытыми силами разрушения человеческой личности. Однако аналитическое душепопечение не ограничивается только разысканием причин недуга:​ одна из его важнейших задач состоит в том, чтобы дать верное направление энергии человеческих влечений. Подверженный духовному недугу человек,​ который никак не может самостоятельно освободиться от своей тяжкой зависимости или своих внутренних проблем и страдает от этого, заслуживает любви и внимательного отношения к своей проблеме. Пример такого доброго и заботливого пастыря человеческих душ для Пфистера как теолога и христианского мыслителя нам дает Христос. Аналитическое душепопечение,​ по Пфистеру,​ должно быть ориентировано на Его идеи и деяния. (За неимением места мы опускаем здесь весьма интересные примеры из работ Пфистера,​ переведенные нами). Позже схожие мысли будут высказывать известные ученики Юнга (также теологи и психологи) Йозеф Рудин и Виктор Уайт, некоторые их представителей американских школ психологии бессознательного (Биддл и Стерн),​ а в наше время – Исидор Баумгартнер,​ Йорг Мюллер и Ойген Древерман. ​
  
-Заслуги Пфистера очень высоко ценил Фрейд. Конечно,​ его как атеиста могло только удивлять то, каким образом разработанный им сугубо медицинский метод смог распространиться на феномены религиозной жизни и тем более ему было довольно трудно себе представить,​ что психоанализ в скором времени будет активно применяться в практической теологии. Изначально Фрейд и его ближайшие ученики закладывали в основу психоаналитического учения его принципиальную беспартийность в смысле мировоззрения или отношения к какой-либо философской системе. Однако Пфистер переступил эту границу. Он сумел увидеть в психоанализе систему мировоззрения,​ предвосхитив схожие идеи Фрейда,​ высказанные им в самом конце его научной деятельности. В своей работе «Психоанализ и мировоззрение» Пфистер высказывает идею о том, что никакое,​ даже самое конкретное знание,​ не лишено некоторых исходных посылок,​ то есть общих положений,​ из которых оно исходит,​ иначе были бы непонятны критерии отбора материала для исследований,​ да и сам процесс познания был бы весьма затруднен. Отсюда видно, что и психоанализ,​ как и всякое другое крупное явление научной мысли, с одной стороны,​ и как мощная интерпретативная методика,​ с другой,​ также имеет мировоззренческие посылки. Позже исследователи с разных сторон охарактеризуют почву, на которой возрос классический (фрейдистский) психоанализ (это и немецкий философский иррационализм,​ и романтическая традиция,​ и наследие Ницше),​ но начало этому положил Пфистер,​ который был в числе тех, кто, вслед за Фрейдом,​ решился применить психоанализ к исследованию культурных феноменов и религии,​ выводя его за рамки сугубо психологических исследований и тем самым прокладывая путь дальнейшему развитию метапсихологии.+Заслуги Пфистера очень высоко ценил Фрейд. Конечно,​ его как атеиста могло только удивлять то, каким образом разработанный им, в общем, ​медицинский метод смог распространиться на феномены религиозной жизни и тем более ему было довольно трудно себе представить,​ что психоанализ в скором времени будет активно применяться в практической теологии. Изначально Фрейд и его ближайшие ученики закладывали в основу психоаналитического учения его принципиальную беспартийность в смысле мировоззрения или отношения к какой-либо философской системе. Однако Пфистер переступил эту границу. Он сумел увидеть в психоанализе систему мировоззрения,​ предвосхитив схожие идеи Фрейда,​ высказанные им в самом конце его научной деятельности. В своей работе «Психоанализ и мировоззрение» Пфистер ​утверждает, что никакое,​ даже самое конкретное знание,​ не лишено некоторых исходных посылок,​ то есть общих положений,​ из которых оно исходит,​ иначе были бы непонятны критерии отбора материала для исследований,​ да и сам процесс познания был бы весьма затруднен. Отсюда видно, что и психоанализ,​ как и всякое другое крупное явление научной мысли, с одной стороны,​ и как мощная интерпретативная методика,​ с другой,​ также имеет мировоззренческие посылки. Позже исследователи с разных сторон охарактеризуют почву, на которой возрос классический (фрейдистский) психоанализ (это и немецкий философский иррационализм,​ и романтическая традиция,​ и наследие Ницше),​ но начало этому положил Пфистер,​ который был в числе тех, кто, вслед за Фрейдом,​ решился применить психоанализ к исследованию культурных феноменов и религии,​ выводя его за рамки сугубо психологических исследований и тем самым прокладывая путь дальнейшему развитию метапсихологии.
  
 Наследие Пфистера недооценено в России. В настоящий момент на русский язык переведена его работа по психоаналитической педагогике («Ошибки родителей») и еще одна из его ранних статей из журнала «Имаго». Наследие Пфистера недооценено в России. В настоящий момент на русский язык переведена его работа по психоаналитической педагогике («Ошибки родителей») и еще одна из его ранних статей из журнала «Имаго».