/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
отто_пфлейдерер [2016/03/18 14:21]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
отто_пфлейдерер [2016/08/05 14:38] (текущий)
Строка 7: Строка 7:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{ :​content.800.png?​200|}}Пфлейдерер был последователем Гегеля ​(правые гегельянцы) и в основных чертах ​проводил его подход,​ в том числе, в своих трудах по философии религии,​ которые составили его славу и давно стали классикой. В своей работе «Философия религии на историческом основании»,​ а также в труде «Религия,​ ее сущность и ее история» Пфлейдерер развивает собственное понимание религии как силы, удовлетворяющей насущную потребность человека в примирении противоположностей бесконечного и конечного,​ вечного и временного,​ свободы и зависимости [См., например,​ 5: 52-53, 71; 7: 256-257]. В этом состоит основное стремление,​ порыв [5: 69-70]. Начало этого процесса и его последовательное развитие выражаются в чувствах [7: 270]. Религиозное чувство всегда связано с этим основным стремлением человека к примирению противоположностей и в этом его фундаментальное отличие от не-религиозных чувств. ​+{{ :​content.800.png?​200|}}Пфлейдерер был последователем Гегеля ​и в целом проводил его подход,​ в том числе, в своих трудах по философии религии,​ которые составили его славу и давно стали классикой. В своей работе «Философия религии на историческом основании»,​ а также в труде «Религия,​ ее сущность и ее история» Пфлейдерер развивает собственное понимание религии как силы, удовлетворяющей насущную потребность человека в примирении противоположностей бесконечного и конечного,​ вечного и временного,​ свободы и зависимости [См., например,​ 5: 52-53, 71; 7: 256-257]. В этом состоит основное стремление,​ порыв [5: 69-70]. Начало этого процесса и его последовательное развитие выражаются в чувствах [7: 270]. Религиозное чувство всегда связано с этим основным стремлением человека к примирению противоположностей и в этом его фундаментальное отличие от не-религиозных чувств. ​
  
-Одна из главных работ философа - «Религия,​ ее сущность и ее история» (в двух томах) - посвящена разработке оригинального взгляда Пфлейдерера на развитие религий. В общих чертах концепция исторического развития религий Пфлейдерера выглядит так. Философ ​задает вопроскаким путем, из чего и как развивалось в сознании людей представление о таких существах,​ для обозначения которых употребляется обозначение «Бог», «божественный»?​ Одним из двигателей сознания в этом отношении Пфлейдерер признает одушевление природы первобытным человеком,​ который все (но преимущественно движущиеся,​ например,​ молнии или Солнце) феномены внешнего мира постигает по аналогии с животными или человеческими проявлениями. Собственные ощущения и стремления человеком переносятся на объекты внешнего мира (близость Фейербаху). Первоначальные божественные существа,​ рождающиеся в таком сознании,​ по мысли Пфлейдерера,​ еще не есть боги в собственном смысле:​ слишком сильно они связаны с природными стихиями,​ изменчивы и капризны. ​+Одна из главных работ философа - «Религия,​ ее сущность и ее история» (в двух томах) - посвящена разработке оригинального взгляда Пфлейдерера на развитие религий. В общих чертах концепция исторического развития религий Пфлейдерера выглядит так. Философ ​начинает ​с вопроса о том, ​каким путем, из чего и как развивалось в сознании людей представление о таких существах,​ для обозначения которых употребляется обозначение «Бог», «божественный»?​ Одним из двигателей сознания в этом отношении Пфлейдерер признает одушевление природы первобытным человеком,​ который все (но преимущественно движущиеся,​ например,​ молнии или Солнце) феномены внешнего мира постигает по аналогии с животными или человеческими проявлениями. Собственные ощущения и стремления человеком переносятся на объекты внешнего мира (близость Фейербаху). Первоначальные божественные существа,​ рождающиеся в таком сознании,​ по мысли Пфлейдерера,​ еще не есть боги в собственном смысле:​ слишком сильно они связаны с природными стихиями,​ изменчивы и капризны. ​
  
-Первобытный человек пытался подражать этим существам и поддерживать их своими обрядами (в качестве примеров Пфлейдерер приводит различные свадебные обряды,​ обряды,​ связанные с появлением и исчезновением Солнца,​ со сменой зимы и лета и т.д.). В этих культовых действиях,​ которые были еще очень простыми,​ говорит Пфлейдерер,​ нельзя предполагать сознательные моральные мотивы,​ совесть и прочее,​ но также нельзя сводить их к сугубо эгоистическим мотивам. С одной стороны,​ человек боится этих грозных сил и должен с ними считаться,​ но в то же с самого начала ​испытывает к ним чувство доверия,​ поскольку все дары (плодородие,​ богатство и т.д.) также исходят от них [См. также 7: 268]. Страх, доверие и любовь,​ по Пфлейдереру,​ – это сущность религиозного чувства и изначальный мотив религиозного поведения. Поэтому естественно стремление человека к общению с этими силами и стремление ничем не нарушать это общение и не допускать того, что могло бы оскорбить эти силы. Если же что-то пошло не так и общение нарушено,​ то необходимо исправить нарушение. Постепенно возникает чувство долга по отношению к божественным силам, которое можно сравнить с отношением младших к старшим или гражданина – к отечеству. Даже несмотря на то, что эти существа невидимы,​ человек обращается к ним – в культе – в надежде на помощь:​ они одновременно близки ему и далеки от него. Постигая это, человек отделяет сверхчувственные божества от чувственных явлений. Представления о мире душ и духов, стоящих выше и ниже чувственного мира, по мысли Пфлейдерера (в этом он соглашается со Спенсером),​ первобытный человек получил из двух источников:​ из впечатления от смерти и из опыта сна. +Первобытный человек пытался подражать этим существам и поддерживать их своими обрядами (в качестве примеров Пфлейдерер приводит различные свадебные обряды,​ обряды,​ связанные с появлением и исчезновением Солнца,​ со сменой зимы и лета и т.д.). В этих культовых действиях,​ которые были еще очень простыми,​ говорит Пфлейдерер,​ нельзя предполагать сознательные моральные мотивы,​ совесть и прочее,​ но также нельзя сводить их к сугубо эгоистическим мотивам. С одной стороны,​ человек боится этих грозных сил и должен с ними считаться,​ но в то же время испытывает к ним чувство доверия,​ поскольку все дары (плодородие,​ богатство и т.д.) также исходят от них [См. также 7: 268]. Страх, доверие и любовь,​ по Пфлейдереру,​ – это сущность религиозного чувства и изначальный мотив религиозного поведения. Поэтому естественно стремление человека к общению с этими силами и стремление ничем не нарушать это общение и не допускать того, что могло бы оскорбить эти силы. Если же что-то пошло не так и общение нарушено,​ то необходимо исправить нарушение. Постепенно возникает чувство долга по отношению к божественным силам, которое можно сравнить с отношением младших к старшим или гражданина – к отечеству. Даже несмотря на то, что эти существа невидимы,​ человек обращается к ним – в культе – в надежде на помощь:​ они одновременно близки ему и далеки от него. Постигая это, человек отделяет сверхчувственные божества от чувственных явлений. ​ 
-Антропоморфизация божественных сил природы привела к тому, что появились личные боги, имевшие непосредственное отношение к нравственной жизни людей, что, в свою очередь,​ вело к возвышению религиозного сознания. Но, с другой стороны,​ этот же процесс подготовил его упадок,​ ведь антропоморфные боги снисходят до уровня человеческих слабостей и чтобы им угодить,​ нужно оказывать им особенные почести,​ одаривать подарками и относиться к ним так, как человек относится к земным правителям. Сложные обряды способствовали появлению жречества. ​+ 
 +Представления о мире душ и духов, стоящих выше и ниже чувственного мира, по мысли Пфлейдерера (в этом он соглашается со Спенсером),​ первобытный человек получил из двух источников:​ из впечатления от смерти и из опыта сна. Антропоморфизация божественных сил природы привела к тому, что появились личные боги, имевшие непосредственное отношение к нравственной жизни людей, что, в свою очередь,​ вело к возвышению религиозного сознания. Но, с другой стороны,​ этот же процесс подготовил его упадок,​ ведь антропоморфные боги снисходят до уровня человеческих слабостей и чтобы им угодить,​ нужно оказывать им особенные почести,​ одаривать подарками и относиться к ним так, как человек относится к земным правителям. Сложные обряды способствовали появлению жречества. ​
  
 Взгляды Пфлейдерера на сущность и происхождение религии неоднократно становились предметом обсуждения в русской дореволюционной философской литературе. В то же время были переведены на русский язык некоторые из поздних сочинений немецкого философа. К сожалению,​ в настоящее время не принимаются сколь-нибудь значимые шаги в анализе богатого творческого наследия Пфлейдерера,​ его сочинения не переводятся,​ а давно переведенные – не переиздаются. Взгляды Пфлейдерера на сущность и происхождение религии неоднократно становились предметом обсуждения в русской дореволюционной философской литературе. В то же время были переведены на русский язык некоторые из поздних сочинений немецкого философа. К сожалению,​ в настоящее время не принимаются сколь-нибудь значимые шаги в анализе богатого творческого наследия Пфлейдерера,​ его сочинения не переводятся,​ а давно переведенные – не переиздаются.
- 
- 
- 
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====