/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
рихард_мюллер-фрейенфельс [2016/08/05 14:38]
127.0.0.1 внешнее изменение
рихард_мюллер-фрейенфельс [2018/08/23 19:00] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 11: Строка 11:
 По мысли Мюллера-Фрейенфельса,​ в религии первично эмоциональное начало,​ которое задает тон религиозного развития. Человек чувствует неудовлетворенность наличным бытием,​ «миром опыта» и дополняет его трасцендентой реальностью,​ придающей его жизни новый смысл и содержание [1: 11]. Главной задачей психологии религии является анализ субъективной стороны религии. Отсюда,​ по мнению философа,​ происходят ограничения,​ которые мы накладываются на использование экспериментальных методик в психологии религии,​ ведь невозможно в экспериментальных условиях пытаться воспроизвести религиозные переживания или обстоятельства жизни религиозного гения. Следуя основной линии своего психологического подхода,​ Мюллер-Фрейенфельс призывает исследователя не рассматривать какое-либо одно определенное чувство в качестве основного в религии,​ напротив,​ мы должны постичь психологию религиозных эмоций в многообразии их нюансов [1: 75]. Он выделяет пять основных видов религиозных чувств:​ депрессивное (страх,​ гнев, беспомощность) и восторженно-энтузиастичное (полнота жизни, любовь к миру) самочувствие,​ отрицательное (неприятие и отчужденность) и симпатическое (братство и единение) социальное чувство,​ эротический подъем (весьма распространено в мистических переживаниях). Ко всему этому примешиваются оттенки удовольствия (удовлетворения) или неудовольствия (неудовлетворенности) и индивидуальные особенности человека. Все эти чувства приобретают религиозный характер потому,​ что они относятся к сверхъестественной реальности. Сами по себе они не являются религиозными. Религиозные чувства – это модификация,​ определенный вид чувств,​ точно также как, например,​ чувства эстетические. Но, будучи направленными на сверхъестественное,​ они существенно изменяются,​ приобретая характер возвышенных и превосходящих все мирское. По мысли Мюллера-Фрейенфельса,​ в религии первично эмоциональное начало,​ которое задает тон религиозного развития. Человек чувствует неудовлетворенность наличным бытием,​ «миром опыта» и дополняет его трасцендентой реальностью,​ придающей его жизни новый смысл и содержание [1: 11]. Главной задачей психологии религии является анализ субъективной стороны религии. Отсюда,​ по мнению философа,​ происходят ограничения,​ которые мы накладываются на использование экспериментальных методик в психологии религии,​ ведь невозможно в экспериментальных условиях пытаться воспроизвести религиозные переживания или обстоятельства жизни религиозного гения. Следуя основной линии своего психологического подхода,​ Мюллер-Фрейенфельс призывает исследователя не рассматривать какое-либо одно определенное чувство в качестве основного в религии,​ напротив,​ мы должны постичь психологию религиозных эмоций в многообразии их нюансов [1: 75]. Он выделяет пять основных видов религиозных чувств:​ депрессивное (страх,​ гнев, беспомощность) и восторженно-энтузиастичное (полнота жизни, любовь к миру) самочувствие,​ отрицательное (неприятие и отчужденность) и симпатическое (братство и единение) социальное чувство,​ эротический подъем (весьма распространено в мистических переживаниях). Ко всему этому примешиваются оттенки удовольствия (удовлетворения) или неудовольствия (неудовлетворенности) и индивидуальные особенности человека. Все эти чувства приобретают религиозный характер потому,​ что они относятся к сверхъестественной реальности. Сами по себе они не являются религиозными. Религиозные чувства – это модификация,​ определенный вид чувств,​ точно также как, например,​ чувства эстетические. Но, будучи направленными на сверхъестественное,​ они существенно изменяются,​ приобретая характер возвышенных и превосходящих все мирское.
  
-Сочинения Мюллера-Фрейенфельса по философии и общей психологии были довольно известны в Германии в 1920-е годы. В России его наследие ​осталось ​неисследованным. С точки зрения религиоведения,​ весьма интересными и продуктивными представляются его идеи, связанные с методологией психологии религии в контексте тех тенденций,​ которые были для нее характерны в начале прошлого столетия. Мы находим в его трудах определенное сходство с основными идеями понимающей психологии Дильтея и Шпрангера. Проследить преемственность в этом аспекте было бы крайне интересно,​ тем более, что Мюллер-Фрейенфельс сам дает нам повод к этому, когда работе «Личность и мировоззрение» [3] занимается проявлениями мировоззрения в различных типах метафизики,​ в религиозных системах и в творчестве,​ подходя к тому, о чем размышлял до него Дильтей.+Сочинения Мюллера-Фрейенфельса по философии и общей психологии были довольно известны в Германии в 1920-е годы. В России его наследие не исследовано. С точки зрения религиоведения,​ весьма интересными и продуктивными представляются его идеи, связанные с методологией психологии религии в контексте тех тенденций,​ которые были для нее характерны в начале прошлого столетия. Мы находим в его трудах определенное сходство с основными идеями понимающей психологии Дильтея и Шпрангера. Проследить преемственность в этом аспекте было бы крайне интересно,​ тем более, что Мюллер-Фрейенфельс сам дает нам повод к этому, когда работе «Личность и мировоззрение» [3] занимается проявлениями мировоззрения в различных типах метафизики,​ в религиозных системах и в творчестве,​ подходя к тому, о чем размышлял до него Дильтей.
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====