/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
стэнджер_виктор [2016/02/01 08:57]
viktor_barashkov
стэнджер_виктор [2016/08/05 14:38] (текущий)
Строка 2: Строка 2:
 **Автор:​ Валерия Слепцова** **Автор:​ Валерия Слепцова**
  
-Виктор Стэнджер (Victor Stenger, 1938-2014) – профессор физики и астрономии,​ атеист,​ популяризатор науки. Примкнул к «новому атеизму» с изданием книги «Бог: провалившаяся гипотеза – как религия показывает,​ что Бог не существует» ​ (God: The Failed Hypothesis – How Science Shows That God Does Not Exist, 2007)+Виктор Стэнджер (Victor Stenger, 1938-2014) – профессор физики и астрономии,​ атеист,​ популяризатор науки. Примкнул к «новому атеизму» с изданием книги «Бог: провалившаяся гипотеза – как религия показывает,​ что Бога не существует» ​ (God: The Failed Hypothesis – How Science Shows That God Does Not Exist, 2007)
  
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-В. Стэнджер — один из наименее известных ​представителей «нового атеизма» - движения в современном {{ :​stenger.jpg?​200|}}свободомыслии,​ связанного прежде всего с именами С. Харриса,​ Р. Докинза,​ Д. Деннэта и К. Хитченса. На наш взгляд,​ меньшая известность В. Стэнджера по сравнению с остальными «новыми атеистами» обусловлена,​ главным образом,​ избранной им темой рассмотрения и, до некоторой степени,​ —  гораздо меньшей полемичностью изложения. Наукоцентризм,​ некоторое пренебрежение по отношению к верующим,​ критика вероучительных книг авраамических религий как источника морали свойственны ему в той же степени,​ что и четверке «новых атеистов». Так, книга Стэнджера «Новый атеизм»,​ вышедшая в 2009 году, написана им полностью в духе «новых атеистов»:​ иллюзия разумного замысла,​ разбиваемая теорией эволюции,​ проблема теодицеи,​ неприемлемость идей Библии и Корана в их буквальном прочтении — все эти темы рассматриваются в книге. Вместе с тем, основное внимание в остальных своих работах Стэнджер уделяет не негативной роли религии в современном обществе,​ а вопросу соотношения науки и религии. Для него эти области духовной жизни человека находятся в непримиримом противоречии. Будучи по специальности физиком-теоретиком,​ Стэнджер,​ рассматривая современную научную картину мира, демонстрирует несовместимость ее с идеей бога, каковой она предстает в авраамических религиях,​ в первую очередь,​ в христианстве. Современные физические законы,​ говорящие об устройстве Вселенной,​ о ее зарождении и развитии не нуждаются в гипотезе Бога-творца. Основной идеей Стэнджера является то, что гипотеза Бога проверяема,​ верифицируема и фальсифицируема научными методами. По его мнению,​ изучение сверхъестественного такими методами (под которыми понимаются,​ в первую очередь,​ свидетельство,​ эксперимент,​ фальсификация [Evidence, experiment, falsification]) вполне возможно и даже необходимо:​ «Утверждение о том, что наука не изучает сверхъестественное и что сверхъестественные гипотезы непроверяемы,​ фактически ошибочно» (God: The Failed Hypothesis, P. 29). К примеру,​ различные университеты (Гарвард,​ Дьюк и т. д.) ставят эксперимент относительно лечебной силы молитвы. Стэнджер придерживается точки зрения,​ именуемой «методологическим натурализмом». Эта позиция состоит в том, что исследователь рассматривает любые феномены,​ ища для них естественные («природные») объяснения. Методологический натурализм следует отличать,​ по мнению Стэнджера,​ от натурализма метафизического,​ установки,​ при которой реальность сама по себе принимается как чисто «природная»,​ состоящая исключительно из материальных объектов. Опираясь на научные методы свидетельства и эксперимента,​ Стэнджер описывает разнообразные эксперименты с измерением и детектированием так называемых «энергетических полей»,​ «жизненных сил» (elan vital), идентифицируемых с душой, которые не доказали их существования. Выступая,​ поэтому,​ против существования души как нематериального объекта,​ Стэнджер рассматривает ее как «эпифеномен материи»:​ не существует ничего кроме тела и мозга, состоящих из атомов. А физические процессы,​ происходящие в мозге, отвечают даже за те глубочайшие мысли, которым предполагается быть в компетенции духа, а не материи. Не уделяя основного внимания теме значения религии в человеческом обществе,​ Стэнджер все же не обходит ее стороной. Как и все «новые атеисты»,​ Стэнджер отрицает пользу религии в современном обществе,​ указывая на тот огромный вред, который она приносит:​ конфликты между Пакистаном и Индией,​ Палестиной и Израилем,​ мусульманский терроризм,​ неприглядная роль католической церкви в отношении нацизма — все это является достаточным основанием,​ чтобы утверждать,​ что религия порождает зло в мире. Противопоставляя религию науке, Стэнджер подчеркивает разницу их ролей в современном обществе. Если религия порождает мировые конфликты и проблемы,​ то наука, наоборот,​ призвана помочь человечеству жить лучше, справляться с глобальными проблемами. Наука помогает людям жить в меньшем страхе перед неизвестным. Религиозное искусство,​ без сомнения,​ великолепно. Но человечество вдохновлялось не только религиозными сюжетами:​ красота и вдохновение могут возникнуть и из светских источников,​ например,​ из чувства романтической влюбленности. Итак, будучи «новым атеистом»,​ В. Стэнджер затрагивает в своих работах все темы, свойственные этим свободомыслящим — негативное влияние авраамических религий на современное общество,​ необходимость замены религии наукой,​ отыскание естественных оснований человеческой морали,​ отрицание нематериальной души. Вместе с тем, он уделяет особое внимание идеям и концепциям современной физики в вопросе критики существования Бога. Работы Стэнджера составляют еще одну грань многогранного и развивающегося феномена «нового атеизма».+В. Стэнджер — один из представителей «нового атеизма» - движения в современном {{ :​stenger.jpg?​200|}}свободомыслии,​ связанного прежде всего с именами С. Харриса,​ Р. Докинза,​ Д. Деннэта и К. Хитченса. ​ 
 + 
 +На наш взгляд,​ меньшая известность В. Стэнджера по сравнению с остальными «новыми атеистами» обусловлена,​ главным образом,​ избранной им темой рассмотрения и, до некоторой степени,​ —  гораздо меньшей полемичностью изложения. Наукоцентризм,​ некоторое пренебрежение по отношению к верующим,​ критика вероучительных книг авраамических религий как источника морали свойственны ему в той же степени,​ что и четверке «новых атеистов». Так, книга Стэнджера «Новый атеизм»,​ вышедшая в 2009 году, написана им полностью в духе «новых атеистов»:​ иллюзия разумного замысла,​ разбиваемая теорией эволюции,​ проблема теодицеи,​ неприемлемость идей Библии и Корана в их буквальном прочтении — все эти темы рассматриваются в книге. ​ 
 + 
 +Вместе с тем, основное внимание в остальных своих работах Стэнджер уделяет не негативной роли религии в современном обществе,​ а вопросу соотношения науки и религии. Для него эти области духовной жизни человека находятся в непримиримом противоречии. Будучи по специальности физиком-теоретиком,​ Стэнджер,​ рассматривая современную научную картину мира, демонстрирует несовместимость ее с идеей бога, каковой она предстает в авраамических религиях,​ в первую очередь,​ в христианстве. Современные физические законы,​ говорящие об устройстве Вселенной,​ о ее зарождении и развитии не нуждаются в гипотезе Бога-творца. Основной идеей Стэнджера является то, что гипотеза Бога проверяема,​ верифицируема и фальсифицируема научными методами. По его мнению,​ изучение сверхъестественного такими методами (под которыми понимаются,​ в первую очередь,​ свидетельство,​ эксперимент,​ фальсификация [Evidence, experiment, falsification]) вполне возможно и даже необходимо:​ «Утверждение о том, что наука не изучает сверхъестественное и что сверхъестественные гипотезы непроверяемы,​ фактически ошибочно» (God: The Failed Hypothesis, P. 29). К примеру,​ различные университеты (Гарвард,​ Дьюк и т. д.) ставят эксперимент относительно лечебной силы молитвы. Стэнджер придерживается точки зрения,​ именуемой «методологическим натурализмом». Эта позиция состоит в том, что исследователь рассматривает любые феномены,​ ища для них естественные («природные») объяснения. Методологический натурализм следует отличать,​ по мнению Стэнджера,​ от натурализма метафизического,​ установки,​ при которой реальность сама по себе принимается как чисто «природная»,​ состоящая исключительно из материальных объектов. Опираясь на научные методы свидетельства и эксперимента,​ Стэнджер описывает разнообразные эксперименты с измерением и детектированием так называемых «энергетических полей»,​ «жизненных сил» (elan vital), идентифицируемых с душой, которые не доказали их существования. Выступая,​ поэтому,​ против существования души как нематериального объекта,​ Стэнджер рассматривает ее как «эпифеномен материи»:​ не существует ничего кроме тела и мозга, состоящих из атомов. А физические процессы,​ происходящие в мозге, отвечают даже за те глубочайшие мысли, которым предполагается быть в компетенции духа, а не материи. ​ 
 + 
 +Не уделяя основного внимания теме значения религии в человеческом обществе,​ Стэнджер все же не обходит ее стороной. Как и все «новые атеисты»,​ Стэнджер отрицает пользу религии в современном обществе,​ указывая на тот огромный вред, который она приносит:​ конфликты между Пакистаном и Индией,​ Палестиной и Израилем,​ мусульманский терроризм,​ неприглядная роль католической церкви в отношении нацизма — все это является достаточным основанием,​ чтобы утверждать,​ что религия порождает зло в мире. Противопоставляя религию науке, Стэнджер подчеркивает разницу их ролей в современном обществе. Если религия порождает мировые конфликты и проблемы,​ то наука, наоборот,​ призвана помочь человечеству жить лучше, справляться с глобальными проблемами. Наука помогает людям жить в меньшем страхе перед неизвестным. Религиозное искусство,​ без сомнения,​ великолепно. Но человечество вдохновлялось не только религиозными сюжетами:​ красота и вдохновение могут возникнуть и из светских источников,​ например,​ из чувства романтической влюбленности. ​ 
 + 
 +Итак, будучи «новым атеистом»,​ В. Стэнджер затрагивает в своих работах все темы, свойственные этим свободомыслящим — негативное влияние авраамических религий на современное общество,​ необходимость замены религии наукой,​ отыскание естественных оснований человеческой морали,​ отрицание нематериальной души. Вместе с тем, он уделяет особое внимание идеям и концепциям современной физики в вопросе критики существования Бога. Работы Стэнджера составляют еще одну грань многогранного и развивающегося феномена «нового атеизма».
  
  
 ======Основные произведения ===== ======Основные произведения =====
  
-  * Stenger V.J. How Science Found God: The Latest Results in the Search for Propose in The UniverseNY: Prometheus Books, 2003. +  * Stenger V.J. How Science Found God: The Latest Results in the Search for Propose in The UniverseNY: Prometheus Books, 2003. 
   * Stenger V. J. Comprehensible Cosmos: Where Do the Laws of Physics Come From? NY: Prometheus Books, 2006.   * Stenger V. J. Comprehensible Cosmos: Where Do the Laws of Physics Come From? NY: Prometheus Books, 2006.
-  * Stenger V.J. God: The Failed Hypothesis: How Science Shows That God Does Not ExistNY: Prometheus Books, 2008.+  * Stenger V.J. God: The Failed Hypothesis: How Science Shows That God Does Not ExistNY: Prometheus Books, 2008.
   * Stenger V.J. The New Atheism: Taking a Stand For Science And Reason. NY: Prometheus Books, 2009.   * Stenger V.J. The New Atheism: Taking a Stand For Science And Reason. NY: Prometheus Books, 2009.
-  * Stenger V.J. God and the Folly of Faith: The Incompatibility of Science and ReligionNY: Prometheus Books, 2012. +  * Stenger V.J. God and the Folly of Faith: The Incompatibility of Science and ReligionNY: Prometheus Books, 2012. 
-  * Stenger V.J. God and the AtomNY: Prometheus Books, 2013.+  * Stenger V.J. God and the AtomNY: Prometheus Books, 2013.