/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
теодор_райк [2016/08/17 14:02]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
теодор_райк [2016/08/17 14:19] (текущий)
david_damte [Вехи жизни и творчества]
Строка 8: Строка 8:
 ===== Вехи жизни и творчества ===== ===== Вехи жизни и творчества =====
  
-{{:​reik_theodor.jpg._180x180x123_.jpg?​200 |}}Теодор Райк – автор многочисленных работ по психоанализу культуры и религии,​ по психоаналитической интерпретации текстов,​ в том числе, библейских. В этих трудах он выступает как блестящий интерпретатор,​ знаток литературы и искусства. Имея большие познания в сфере истории религии,​ антропологии,​ истории литературы и изобразительного искусства Райк и его соратники – ученики Фрейда,​ такие как Карл Абрахам,​ Отто Ранк или Эрнст Джонс – также всесторонне образованные аналитики,​ – в своих работах стремятся выйти за рамки строго психологического анализа патологических случаев,​ показывая,​ каким образом психоаналитическая теория может применяться в науках о духе, ​то есть ​применяли ее к исследованию произведений мировой литературы,​ живописи,​ шедеврам скульптуры. Начало этому направлению,​ позже оформившемуся как «психоанализ культуры»,​ положил сам основатель психоанализа Зигмунд Фрейд своими работами «Толкование сновидений» и «Тотем и табу», а также своей небольшой статьей «Навязчивые действия и религиозные обряды». ​+{{:​reik_theodor.jpg._180x180x123_.jpg?​200 |}}Теодор Райк – автор многочисленных работ по психоанализу культуры и религии,​ по психоаналитической интерпретации текстов,​ в том числе, библейских. В этих трудах он выступает как блестящий интерпретатор,​ знаток литературы и искусства. Имея большие познания в сфере истории религии,​ антропологии,​ истории литературы и изобразительного искусства Райк и его соратники – ученики Фрейда,​ такие как Карл Абрахам,​ Отто Ранк или Эрнст Джонс – также всесторонне образованные аналитики,​ – в своих работах стремились выйти за рамки строго психологического анализа патологических случаев,​ показывая,​ каким образом психоаналитическая теория может применяться в науках о духе, применяя ее к исследованию произведений мировой литературы,​ живописи,​ шедеврам скульптуры. Начало этому направлению,​ позже оформившемуся как «психоанализ культуры»,​ положил сам основатель психоанализа Зигмунд Фрейд своими работами «Толкование сновидений» и «Тотем и табу», а также своей небольшой статьей «Навязчивые действия и религиозные обряды». ​
  
 Все труды Райка можно условно разделить на несколько блоков. Это, во-первых,​ его сочинения по общим проблемам психоанализа. Далее можно выделить работы по психоанализу культуры. Сюда входят как его ранние сочинения,​ посвященные творчеству Гюстава Флобера ​ и Артура Шницлера,​ так и зрелые сочинения по творчеству Гете, критике культурного прогресса у Фрейда и по психологии остроумия. Еще один блок – труды по психологии религии и психоаналитической интерпретации библейских текстов (о некоторых из них мы уже сказали выше). В том, что касается собственно проблем психологии религии,​ Райку удалось внести существенный вклад главным образом двумя своими фундаментальными работами,​ одна из которых называется «Догма и навязчивая идея», а вторая – «Проблемы религиозной психологии» (во втором издании 1928 года – «Ритуал. Психоаналитические исследования»). В основу одного из главных религиоведческих сочинений Райка «Догма и навязчивая идея» легли мысли Фрейда,​ изложенные им в упоминавшейся выше статье "​Навязчивые действия и религиозные обряды"​. Райк разрабатывает аналогию догматического мышления и навязчивых представлений и действий невротиков. Боязнь отклониться от стереотипов мышления,​ страх перед новациями,​ стереотипный характер определенных действий и (в ряде случаев) буквализм мышления – таковы,​ в общем, черты, которые Фрейд и Райк считают схожими у невротика и мышление религиозного человека. Все труды Райка можно условно разделить на несколько блоков. Это, во-первых,​ его сочинения по общим проблемам психоанализа. Далее можно выделить работы по психоанализу культуры. Сюда входят как его ранние сочинения,​ посвященные творчеству Гюстава Флобера ​ и Артура Шницлера,​ так и зрелые сочинения по творчеству Гете, критике культурного прогресса у Фрейда и по психологии остроумия. Еще один блок – труды по психологии религии и психоаналитической интерпретации библейских текстов (о некоторых из них мы уже сказали выше). В том, что касается собственно проблем психологии религии,​ Райку удалось внести существенный вклад главным образом двумя своими фундаментальными работами,​ одна из которых называется «Догма и навязчивая идея», а вторая – «Проблемы религиозной психологии» (во втором издании 1928 года – «Ритуал. Психоаналитические исследования»). В основу одного из главных религиоведческих сочинений Райка «Догма и навязчивая идея» легли мысли Фрейда,​ изложенные им в упоминавшейся выше статье "​Навязчивые действия и религиозные обряды"​. Райк разрабатывает аналогию догматического мышления и навязчивых представлений и действий невротиков. Боязнь отклониться от стереотипов мышления,​ страх перед новациями,​ стереотипный характер определенных действий и (в ряде случаев) буквализм мышления – таковы,​ в общем, черты, которые Фрейд и Райк считают схожими у невротика и мышление религиозного человека.
Строка 26: Строка 26:
 Работы Райка по психоаналитическому исследованию текстов и обрядов (в частности,​ иудейских) сыграли значительную роль как в развитии психоанализа культуры,​ так и в современной психологии религии. Можно по-разному относиться к построениям представителей классического психоанализа в этой сфере, но при этом остается несомненным,​ что они вызвали бурную реакцию,​ в науках о духе шли и продолжаются в настоящее время дебаты вокруг тех или иных психологических построений и правомерности перенесения психоаналитических теоретических конструкций и понятийного аппарата на сферу культуры и религии (ныне эти дискуссии продолжаются по тем же основаниям вокруг обширного научного наследия Ойгена Древермана). Психоаналитик часто выступает в роли интерпретатора,​ при этом часто складывается впечатление,​ что при такой интерпретации не проводится четкое различие между интерпретацией человеческого (а именно отклоняющегося от нормы) поведения или интерпретацией тех или иных событий истории религий,​ а также анализом текстов,​ поскольку во всяком случае случае он ограничен определенной теоретической моделью. В этом случае психоаналитический метод воспринимается как универсальный ключ, который подходит практически к любому материалу. Любой факт, историю,​ текст можно рассматривать с регрессивной точки зрения как то, что отсылает к прошлому,​ к детству человека или человечества. Однако такая интерпретация приводит к тому, что в итоге не остается места для движения вперед и развития. С текстами дело обстоит точно также: движения вперед там нет, а есть вращение вокруг известных сюжетов,​ неизжитых конфликтов и травм (Эдипов комплекс,​ комплекс кастрации,​ аморальные желания,​ травма рождения и прочее). Это и целый ряд других противоречий может указать вдумчивый критик в культурологических построениях представителей классического психоанализа или - говоря в общем - психологии бессознательного. Факт заключается в том, что мы вряд ли возможно найти другое современное психологическое направление,​ которое,​ подобно психоанализу,​ также заинтересованно занималось бы вопросами культуры в самом широком смысле слова. ​ Работы Райка по психоаналитическому исследованию текстов и обрядов (в частности,​ иудейских) сыграли значительную роль как в развитии психоанализа культуры,​ так и в современной психологии религии. Можно по-разному относиться к построениям представителей классического психоанализа в этой сфере, но при этом остается несомненным,​ что они вызвали бурную реакцию,​ в науках о духе шли и продолжаются в настоящее время дебаты вокруг тех или иных психологических построений и правомерности перенесения психоаналитических теоретических конструкций и понятийного аппарата на сферу культуры и религии (ныне эти дискуссии продолжаются по тем же основаниям вокруг обширного научного наследия Ойгена Древермана). Психоаналитик часто выступает в роли интерпретатора,​ при этом часто складывается впечатление,​ что при такой интерпретации не проводится четкое различие между интерпретацией человеческого (а именно отклоняющегося от нормы) поведения или интерпретацией тех или иных событий истории религий,​ а также анализом текстов,​ поскольку во всяком случае случае он ограничен определенной теоретической моделью. В этом случае психоаналитический метод воспринимается как универсальный ключ, который подходит практически к любому материалу. Любой факт, историю,​ текст можно рассматривать с регрессивной точки зрения как то, что отсылает к прошлому,​ к детству человека или человечества. Однако такая интерпретация приводит к тому, что в итоге не остается места для движения вперед и развития. С текстами дело обстоит точно также: движения вперед там нет, а есть вращение вокруг известных сюжетов,​ неизжитых конфликтов и травм (Эдипов комплекс,​ комплекс кастрации,​ аморальные желания,​ травма рождения и прочее). Это и целый ряд других противоречий может указать вдумчивый критик в культурологических построениях представителей классического психоанализа или - говоря в общем - психологии бессознательного. Факт заключается в том, что мы вряд ли возможно найти другое современное психологическое направление,​ которое,​ подобно психоанализу,​ также заинтересованно занималось бы вопросами культуры в самом широком смысле слова. ​
  
-Наследие Райка в России остается недооцененным. Практически отсутствуют попытки осмысления его богатого научного наследия. ​+Труды Райка в России остаются недооцененными. Практически отсутствуют попытки ​систематического ​осмысления его богатого научного наследия. ​
  
 ===== Основные сочинения ===== ===== Основные сочинения =====