/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
шмидт-саломон_михаэль [2015/12/25 23:17]
stanislav_panin [Вехи жизни и творчества]
шмидт-саломон_михаэль [2016/08/05 14:38] (текущий)
Строка 4: Строка 4:
 Михаэль Шмидт-Саломон (Michael Schmidt-Salomon,​ род. 1967) – немецкий философ,​ писатель,​ эволюционный гуманист,​ генеральный директор и главный теоретик Фонда Джордано Бруно (gbs). ​ Михаэль Шмидт-Саломон (Michael Schmidt-Salomon,​ род. 1967) – немецкий философ,​ писатель,​ эволюционный гуманист,​ генеральный директор и главный теоретик Фонда Джордано Бруно (gbs). ​
  
-====== Вехи жизни и творчества ​======+===== Вехи жизни и творчества =====
  
 {{ :​15_schmidt-salomon.jpg?​200|}}Михаэль Шмидт-Саломон родился в 1967 году в Трире в либеральной католической семье. Изучал педагогику в Трирском университете. В 1997 году получил степень PhD в области педагогики. С 1992 по 2001 он работал научным сотрудником и преподавателем в Трирском университете. С 1999 по 2007 Шмидт-Саломон был ответственным редактором политического журнала вневероисповедных граждан и атеистов – «Материалы и информация в настоящее время» (Materialien und Informationen zur Zeit) – печатного органа Международного союза вневероисповедных граждан и атеистов (IBKA e.V). С 2004 по 2006 Шмидт-Саломон был исполнительным директором Фонда Джордано Бруно – немецкой некоммерческой организации,​ главной целью которой является продвижение идей эволюционного гуманизма. С 2006 года он является генеральным директором этой секулярной организации. В 2006 году Михаэль Шмидт-Саломон от имени организации написал свой главный философский труд – «Манифест эволюционного гуманизма». ​ {{ :​15_schmidt-salomon.jpg?​200|}}Михаэль Шмидт-Саломон родился в 1967 году в Трире в либеральной католической семье. Изучал педагогику в Трирском университете. В 1997 году получил степень PhD в области педагогики. С 1992 по 2001 он работал научным сотрудником и преподавателем в Трирском университете. С 1999 по 2007 Шмидт-Саломон был ответственным редактором политического журнала вневероисповедных граждан и атеистов – «Материалы и информация в настоящее время» (Materialien und Informationen zur Zeit) – печатного органа Международного союза вневероисповедных граждан и атеистов (IBKA e.V). С 2004 по 2006 Шмидт-Саломон был исполнительным директором Фонда Джордано Бруно – немецкой некоммерческой организации,​ главной целью которой является продвижение идей эволюционного гуманизма. С 2006 года он является генеральным директором этой секулярной организации. В 2006 году Михаэль Шмидт-Саломон от имени организации написал свой главный философский труд – «Манифест эволюционного гуманизма». ​
Строка 10: Строка 10:
 Целью Манифеста,​ а также ассоциации в целом, стало создание «альтернативной доминирующей культуры»,​ которая заимствует лучшие традиции у науки, философии и искусства для «защиты незавершенного проекта просвещения общества от его врагов» [1, S. 1]. Фонд имеет натуралистическую,​ гуманистическую,​ религиозно-критическую и антиклерикальную направленность и придерживается того взгляда,​ что религия и по сей день оказывает пагубное влияние на культурную эволюцию человечества. «Доминирующая культура гуманизма и просвещения» призвана противостоять не только «доминирующей христианской культуре»,​ но также политическому проекту мультикультурализма. ​ Целью Манифеста,​ а также ассоциации в целом, стало создание «альтернативной доминирующей культуры»,​ которая заимствует лучшие традиции у науки, философии и искусства для «защиты незавершенного проекта просвещения общества от его врагов» [1, S. 1]. Фонд имеет натуралистическую,​ гуманистическую,​ религиозно-критическую и антиклерикальную направленность и придерживается того взгляда,​ что религия и по сей день оказывает пагубное влияние на культурную эволюцию человечества. «Доминирующая культура гуманизма и просвещения» призвана противостоять не только «доминирующей христианской культуре»,​ но также политическому проекту мультикультурализма. ​
  
-====== Эволюционный гуманизм ​======+===== Эволюционный гуманизм =====
  
 Доктрина эволюционного гуманизма Михаэля Шмидта-Саломона,​ сформулированная им в «Манифесте»,​ представляет собой один из вариантов гуманистического учения. Шмидт-Саломон исходит из теории британского биолога Джулиана Хаксли,​ изложенной им, в частности,​ в эссе «Эволюционный гуманизм» (1957). Шмидт-Саломон соглашается с предположением Хаксли,​ что в ближайшем будущем возникнет религия,​ которая будет основываться на вере в знание,​ и этой религией должен стать эволюционный гуманизм. В центре внимания эволюционного гуманизма Дж. Хаксли находится утверждение,​ что «человеческое бытие может совершенствоваться,​ что в высшей степени можно реализовать огромные неисчерпаемые возможности человека,​ и что на смену разочарованиям может прийти человеческое бытие, наполненное смыслом» [Baab F. Was ist Humanismus? Geschichte des Begriffes, Gegenkonzepte,​ säkulare Humanismen heute. Bd. 51. Regensburg: Pustet, 2013. – S. 190]. Это и многие другие утверждения Хаксли находят поддержку в Манифесте Шмидта-Саломона. Михаэль Шмидт-Саломон во многих местах своей книги ссылается на Хаксли и характеризует его как образец исключительно гуманного человека. Близкое понимание религии,​ сущности эволюционного гуманизма,​ роли образования и науки в продвижении идей эволюционного гуманизма сближает этих двух философов. Так же как и Хаксли,​ Шмидт-Саломон считает,​ что наилучшей формой мировоззрения является эволюционный гуманизм. ​ Доктрина эволюционного гуманизма Михаэля Шмидта-Саломона,​ сформулированная им в «Манифесте»,​ представляет собой один из вариантов гуманистического учения. Шмидт-Саломон исходит из теории британского биолога Джулиана Хаксли,​ изложенной им, в частности,​ в эссе «Эволюционный гуманизм» (1957). Шмидт-Саломон соглашается с предположением Хаксли,​ что в ближайшем будущем возникнет религия,​ которая будет основываться на вере в знание,​ и этой религией должен стать эволюционный гуманизм. В центре внимания эволюционного гуманизма Дж. Хаксли находится утверждение,​ что «человеческое бытие может совершенствоваться,​ что в высшей степени можно реализовать огромные неисчерпаемые возможности человека,​ и что на смену разочарованиям может прийти человеческое бытие, наполненное смыслом» [Baab F. Was ist Humanismus? Geschichte des Begriffes, Gegenkonzepte,​ säkulare Humanismen heute. Bd. 51. Regensburg: Pustet, 2013. – S. 190]. Это и многие другие утверждения Хаксли находят поддержку в Манифесте Шмидта-Саломона. Михаэль Шмидт-Саломон во многих местах своей книги ссылается на Хаксли и характеризует его как образец исключительно гуманного человека. Близкое понимание религии,​ сущности эволюционного гуманизма,​ роли образования и науки в продвижении идей эволюционного гуманизма сближает этих двух философов. Так же как и Хаксли,​ Шмидт-Саломон считает,​ что наилучшей формой мировоззрения является эволюционный гуманизм. ​
Строка 30: Строка 30:
  
 Понятие «религия» у Шмидта-Саломона утрачивает свою специфику,​ трактуется широко,​ включая также светские идеологии. Главным врагом автора является религия,​ в понятие которой он включает не только формы собственно религиозных верований,​ но и политические учения разного направления. Политическими религиями он называет фашизм и большевизм. Несмотря на очевидную разницу этих видов идеологии,​ он ставит знак равенства между ними. Определяя национал-социализм как политическую религию,​ тем самым он отстраняется от вопроса о происхождении фашизма. Вместо этого он старается доказать,​ что фашизм и сталинизм имеют общие основания:​ оба тоталитарные,​ стоящие не на фундаменте Просвещения,​ а на основе религиозного мировоззрения. Его ключевая мысль – приписывание марксистскому мышлению той же самой религиозности [1, S. 83].  Понятие «религия» у Шмидта-Саломона утрачивает свою специфику,​ трактуется широко,​ включая также светские идеологии. Главным врагом автора является религия,​ в понятие которой он включает не только формы собственно религиозных верований,​ но и политические учения разного направления. Политическими религиями он называет фашизм и большевизм. Несмотря на очевидную разницу этих видов идеологии,​ он ставит знак равенства между ними. Определяя национал-социализм как политическую религию,​ тем самым он отстраняется от вопроса о происхождении фашизма. Вместо этого он старается доказать,​ что фашизм и сталинизм имеют общие основания:​ оба тоталитарные,​ стоящие не на фундаменте Просвещения,​ а на основе религиозного мировоззрения. Его ключевая мысль – приписывание марксистскому мышлению той же самой религиозности [1, S. 83]. 
 +
 По его мнению,​ Бога можно описать как «воображаемого альфа-самца»,​ типичную конструкцию мозга приматов,​ которая могла появиться,​ среди прочего,​ потому,​ что приносила некоторым членам нашего вида явную пользу в борьбе за ресурсы[1,​ S. 61]. Священнослужителей он изображает умными «альфа-самцами»,​ особенно изворотливыми,​ а религию,​ соответственно,​ как сговор священников [1, S. 53]. Как видим, доктрина данного варианта эволюционного гуманизма носит эклектический характер,​ соединяя в себе отголоски идей, помимо упомянутых мыслителей,​ также У. Джемса,​ Ф. Ле-Дантека,​ просветителей XVIII в.  По его мнению,​ Бога можно описать как «воображаемого альфа-самца»,​ типичную конструкцию мозга приматов,​ которая могла появиться,​ среди прочего,​ потому,​ что приносила некоторым членам нашего вида явную пользу в борьбе за ресурсы[1,​ S. 61]. Священнослужителей он изображает умными «альфа-самцами»,​ особенно изворотливыми,​ а религию,​ соответственно,​ как сговор священников [1, S. 53]. Как видим, доктрина данного варианта эволюционного гуманизма носит эклектический характер,​ соединяя в себе отголоски идей, помимо упомянутых мыслителей,​ также У. Джемса,​ Ф. Ле-Дантека,​ просветителей XVIII в. 
  
Строка 54: Строка 55:
 [по: Baab F. Was ist Humanismus… – S. 202]. [по: Baab F. Was ist Humanismus… – S. 202].
  
-====== Основные сочинения ​======+===== Основные сочинения =====
  
 (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике)