/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Следующая версия
Предыдущая версия
шпехт_карл_август [2015/12/25 23:05]
valeria_sleptsova создано
шпехт_карл_август [2016/08/05 14:38] (текущий)
Строка 5: Строка 5:
 Карл Август Шпехт (Karl August Sprecht, 1845–1909) – немецкий философ,​ публицист,​ один из основателей Немецкого союза свободомыслящих (Der Deutsche Freidenkerbund,​ DFB) – первой буржуазной атеистической организацией,​ полностью порвавшей с религиозными представлениями,​ которые были все еще сильны в свободно-религиозных общинах. ​ Карл Август Шпехт (Karl August Sprecht, 1845–1909) – немецкий философ,​ публицист,​ один из основателей Немецкого союза свободомыслящих (Der Deutsche Freidenkerbund,​ DFB) – первой буржуазной атеистической организацией,​ полностью порвавшей с религиозными представлениями,​ которые были все еще сильны в свободно-религиозных общинах. ​
  
-====== Вехи жизни и творчества ======+===== Вехи жизни и творчества ===== 
 Карл Август Шпехт родился в 1845 году в Швайне в Тюрингии. Был реактором печатного органа{{ :​img_2275.jpg?​200|}} Немецкого союза свободомыслящих журнала «Das Menschentum» («Гуманность»),​ выпускал бюллетень «Freie Glocken» («Свободный колокол»). С 1872 года в Готе Шпехт издавал «Freidenker Almanach – Freireligiösen Kalender»(«Альманах вольнодумцев – свободно-религиозный календарь»). К сожалению,​ более подробная биография,​ а также оригиналы немногочисленных сочинений Шпехта недоступны. Его наследие состоит из нескольких книг и прочитанных им докладов,​ оформленных в небольшие брошюры. Программное сочинение Карла Августа Шпехта – доклад «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum» («Принципы и идеалы свободомыслия») – отражает официальное кредо вольнодумцев из Немецкого союза свободомыслящих. ​ Карл Август Шпехт родился в 1845 году в Швайне в Тюрингии. Был реактором печатного органа{{ :​img_2275.jpg?​200|}} Немецкого союза свободомыслящих журнала «Das Menschentum» («Гуманность»),​ выпускал бюллетень «Freie Glocken» («Свободный колокол»). С 1872 года в Готе Шпехт издавал «Freidenker Almanach – Freireligiösen Kalender»(«Альманах вольнодумцев – свободно-религиозный календарь»). К сожалению,​ более подробная биография,​ а также оригиналы немногочисленных сочинений Шпехта недоступны. Его наследие состоит из нескольких книг и прочитанных им докладов,​ оформленных в небольшие брошюры. Программное сочинение Карла Августа Шпехта – доклад «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum» («Принципы и идеалы свободомыслия») – отражает официальное кредо вольнодумцев из Немецкого союза свободомыслящих. ​
  
 //Илл.: Обложка доклада Шпехта «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum»//​ //Илл.: Обложка доклада Шпехта «Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum»//​
  
-====== Кредо фрайденкеров ​======+===== Кредо фрайденкеров =====
  
 Шпехт пишет: «Мы ищем источники истины не в слепой вере, а в природе,​ разуме и постоянно расширяющемся знании людей; на истине и на науке мы базируем свою мораль и нравственность» [1, S. 24]. Кредо отражает прогрессивно новый взгляд на понимание религии,​ отличный от понимания сторонников свободно-религиозного мировоззрения. Карл Шпехт, открыто критиковал их взгляды. Он упрекал сторонников свободно-религиозного мировоззрения в том, что они не окончательно отмежевались от церковной ортодоксии,​ что их внутренняя обрядность,​ соблюдаемая ими в общинах,​ не сильно отличается от церковных таинств. Шпехт в своем докладе также обращал внимание на то, что многие свободомыслящие опасаются,​ что под видом свободно-религиозного движения распространяется новая разновидность поповщины,​ подчеркивал несовместимость терминов «немецко-католический» и «свободно-религиозный». Однако Шпехт признавал и положительные заслуги свободно-религиозного движения в продвижении идей свободомыслия,​ а позже поддержал утвержденную на конгрессе подавляющим большинством голосов резолюцию,​ в которой была выражена надежда на дальнейшее плодотворное взаимодействие свободных общин и DFB.  Шпехт пишет: «Мы ищем источники истины не в слепой вере, а в природе,​ разуме и постоянно расширяющемся знании людей; на истине и на науке мы базируем свою мораль и нравственность» [1, S. 24]. Кредо отражает прогрессивно новый взгляд на понимание религии,​ отличный от понимания сторонников свободно-религиозного мировоззрения. Карл Шпехт, открыто критиковал их взгляды. Он упрекал сторонников свободно-религиозного мировоззрения в том, что они не окончательно отмежевались от церковной ортодоксии,​ что их внутренняя обрядность,​ соблюдаемая ими в общинах,​ не сильно отличается от церковных таинств. Шпехт в своем докладе также обращал внимание на то, что многие свободомыслящие опасаются,​ что под видом свободно-религиозного движения распространяется новая разновидность поповщины,​ подчеркивал несовместимость терминов «немецко-католический» и «свободно-религиозный». Однако Шпехт признавал и положительные заслуги свободно-религиозного движения в продвижении идей свободомыслия,​ а позже поддержал утвержденную на конгрессе подавляющим большинством голосов резолюцию,​ в которой была выражена надежда на дальнейшее плодотворное взаимодействие свободных общин и DFB. 
Строка 24: Строка 25:
 //​«Фрайденкер верит, например,​ в бесконечный мир, который не был сотворен антропоморфной внеземной сущностью или богами,​ он существовал извечно,​ он есть и был всегда и только форма его бытия постоянно изменяется. Фрайденкер верит в природу,​ к которой мы сами принадлежим как часть бесконечного целого,​ чьи бесконечные формы – от космических тел до инфузорий нужно понимать в постоянном становлении и изменении,​ в расцвете и увядании. Фрайденкер верит в законы природы. Фрайденкер верит в способность человека к совершенствованию,​ в культурный и духовный прогресс человечества… Фрайденкер верит в действенность естественной и чистой морали,​ в необходимость делать добро ради добра и воздерживаться от совершения зла, опираясь при этом на естественнонаучные факты и требование разума,​ а не на противоречащие здравому смыслу предания и сказки. Эта мораль апеллирует не к эгоизму человеческой природы,​ но к благородным порывам в человеке. Фрайденкер верит в силу справедливости. Фрайдекер верит в силу всеобщего права. Фрайденкер верит, что благодаря опоре на науку и здравый смысл заблуждения и химеры покинут все области духовной жизни… Итак, в нашем кредо нет таких догм, которые бы противоречили здравому смыслу и науке. Кроме того, мы боремся со всем тем, что не может выдержать суда здравого рассудка и научного познания,​ со всем, что способствует конфессиональной вражде и раздорам,​ подавляет разум, затемняет и упрощает,​ поощряет лицемерие и ханжество и отдаляет людей от их истиной задачи в жизни. Однако мы уважаем честную убежденность наших соратников и противников и никогда в нашей мощной борьбе не используем того оружия,​ которое на протяжении многих столетий компрометировало представителей теологизма»//​. //​«Фрайденкер верит, например,​ в бесконечный мир, который не был сотворен антропоморфной внеземной сущностью или богами,​ он существовал извечно,​ он есть и был всегда и только форма его бытия постоянно изменяется. Фрайденкер верит в природу,​ к которой мы сами принадлежим как часть бесконечного целого,​ чьи бесконечные формы – от космических тел до инфузорий нужно понимать в постоянном становлении и изменении,​ в расцвете и увядании. Фрайденкер верит в законы природы. Фрайденкер верит в способность человека к совершенствованию,​ в культурный и духовный прогресс человечества… Фрайденкер верит в действенность естественной и чистой морали,​ в необходимость делать добро ради добра и воздерживаться от совершения зла, опираясь при этом на естественнонаучные факты и требование разума,​ а не на противоречащие здравому смыслу предания и сказки. Эта мораль апеллирует не к эгоизму человеческой природы,​ но к благородным порывам в человеке. Фрайденкер верит в силу справедливости. Фрайдекер верит в силу всеобщего права. Фрайденкер верит, что благодаря опоре на науку и здравый смысл заблуждения и химеры покинут все области духовной жизни… Итак, в нашем кредо нет таких догм, которые бы противоречили здравому смыслу и науке. Кроме того, мы боремся со всем тем, что не может выдержать суда здравого рассудка и научного познания,​ со всем, что способствует конфессиональной вражде и раздорам,​ подавляет разум, затемняет и упрощает,​ поощряет лицемерие и ханжество и отдаляет людей от их истиной задачи в жизни. Однако мы уважаем честную убежденность наших соратников и противников и никогда в нашей мощной борьбе не используем того оружия,​ которое на протяжении многих столетий компрометировало представителей теологизма»//​.
  
-====== Основные сочинения ​======+===== Основные сочинения =====
  
 (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике) (приводятся сочинения по религиоведческой проблематике)
 +
   - Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum. Freidenker. 2008. – Nr. 1-08. – S. 23-28.   - Prinzipien und Ideale des Freidenkerthum. Freidenker. 2008. – Nr. 1-08. – S. 23-28.
   - Specht K.A. Prinzipien und Ideale des Freidenkerthums. Gotha, Stollbergsche Buchdruckerei,​ 1889. – 16 P.   - Specht K.A. Prinzipien und Ideale des Freidenkerthums. Gotha, Stollbergsche Buchdruckerei,​ 1889. – 16 P.
   - Specht K.A. Freies Denken. Gotha: Stollbergsche Buchdruckerei,​ 1888. – 16 P.    - Specht K.A. Freies Denken. Gotha: Stollbergsche Buchdruckerei,​ 1888. – 16 P. 
   - Specht K.A. Populäre entwickelungsgeschichte der Welt. Gotha, Stollberg, 1889. – 458  P.   - Specht K.A. Populäre entwickelungsgeschichte der Welt. Gotha, Stollberg, 1889. – 458  P.