/

Различия

Здесь показаны различия между двумя версиями данной страницы.

Ссылка на это сравнение

Предыдущая версия справа и слева Предыдущая версия
Следующая версия
Предыдущая версия
эрих_кинаст [2016/03/18 14:00]
david_damte [Вехи жизни и творчества]
эрих_кинаст [2016/08/05 14:38] (текущий)
Строка 10: Строка 10:
 В историю психологии религии Кинаст вошел как автор одной работы под названием «Исследования (буквально:​ вклады) по психологии религии» («Beiträge zur Religions-Psychologie»). Это сочинение в качестве квалификационной работы было с успехом защищено им на теологическом факультете Университета Эрлангена. Оно было опубликовано там же в 1900 году и стало одним из первых самостоятельных произведений по психологии религии. Слабое здоровье Кинаста и как следствие этого продолжительные перерывы в научных занятиях не позволили ему в полной мере развиться как ученому и завершить построение собственной системы психологии религии. ​ В историю психологии религии Кинаст вошел как автор одной работы под названием «Исследования (буквально:​ вклады) по психологии религии» («Beiträge zur Religions-Psychologie»). Это сочинение в качестве квалификационной работы было с успехом защищено им на теологическом факультете Университета Эрлангена. Оно было опубликовано там же в 1900 году и стало одним из первых самостоятельных произведений по психологии религии. Слабое здоровье Кинаста и как следствие этого продолжительные перерывы в научных занятиях не позволили ему в полной мере развиться как ученому и завершить построение собственной системы психологии религии. ​
  
-В своих построениях Кинасту находится под влиянием двух выдающихся фигур немецкой теологии и психологии религии того времени – Эрнста Трельча и Георга Воббермина. ​Под их влиянием ​Кинаст сосредотачивается на исследовании многообразия религиозных переживаний,​ на исследовании душевных форм, в которых протекает религиозная жизнь [См, например:​ 1:8]. В этом он видит одну из важнейших задач психологии религии. В разных местах он приводит несколько отличающиеся друг от друга формулировки этой идеи, но суть сохраняется:​ психология религии призвана исследовать общие душевные формы и отношения,​ в которых религия стоит к целому внутренней жизни человека. При этом – как это явствует из самого хода рассуждений Кинаста – в работе не ставится вопрос о психологическом происхождении религии в том смысле,​ как если бы ее можно было вывести из определенного душевного свойства или из какого-либо эмоционального состояния. Идея чисто психологического обоснования религии стала фактически невозможной еще во времена Вундта,​ поскольку пренебрегала результатами конкретного исторического исследования и мешала рассмотреть факторы развития религиозного сознания в их многообразии. ​+В своих построениях Кинасту находился под влиянием двух выдающихся фигур немецкой теологии и психологии религии того времени – Эрнста Трельча и Георга Воббермина. Кинаст сосредотачивается на исследовании многообразия религиозных переживаний,​ на исследовании душевных форм, в которых протекает религиозная жизнь [См, например:​ 1:8]. В этом он видит одну из важнейших задач психологии религии. В разных местах он приводит несколько отличающиеся друг от друга формулировки этой идеи, но суть сохраняется:​ психология религии призвана исследовать общие душевные формы и отношения,​ в которых религия стоит к целому внутренней жизни человека. При этом – как это явствует из самого хода рассуждений Кинаста – в работе не ставится вопрос о психологическом происхождении религии в том смысле,​ как если бы ее можно было вывести из определенного душевного свойства или из какого-либо эмоционального состояния. Идея чисто психологического обоснования религии стала фактически невозможной еще во времена Вундта,​ поскольку пренебрегала результатами конкретного исторического исследования и мешала рассмотреть факторы развития религиозного сознания в их многообразии. ​
  
-Эти взгляды Кинаст развивает применительно к проблеме религиозного чувства. Он критикует «теологию чувства» за ее односторонность,​ абстрактность и субъективизм. Он выступает за целостный анализ феномена религии и выдвигает в качестве одного из фундаментальных положений идею о том, что в религиозном процессе задействованы различные душевные функции человека (чувство,​ воля, мысль),​ которые сами находятся в развитии и не могут рассматриваться изолированно друг от друга [1: 34 – 35, 167, 174]. Религия,​ особенно в форме чувств,​ суть постоянные переходы,​ становление,​ преодоление,​ иными словами,​ процесс [1: 136-137]. Религиозное чувство также развивается,​ оно не представляет собой чего-то ​единого,​ замкнутого и завершенного. Здесь нельзя ограничиваться категориями «удовольствие» и «неудовольствие». Эмоциональная сторона религии складывается из целого ряда оттенков,​ среди которых есть и ощущение привязанности,​ зависимости,​ и боязнь,​ и чувство долга перед превосходящей человека силой. С другой стороны,​ подчеркивает Кинаст,​ особенно на ранних ступенях,​ в религии особенную роль играет чувство самолюбие и личные интересы человека [1: 125]. Собственно говоря,​ эта точка зрения не совсем новая. До Кинаста ​подобные взгляды ​развивал Тейхмюллер,​ чья философская доктрина была широко известна на рубеже XIX-XX веков. Тейхмюллер,​ как и Кинаст,​ при этом полагает,​ что впоследствии чувство будет принимать иные формы: религиозное развитие только начинается с интересов человека и его проблем,​ но никак не ограничивается ими. Собственные интересы и личная зависимость суть самое элементарное содержание религиозных чувств [1: 136]. Однако – это подчеркивают и другие представители немецкой философской и психологической мысли – на определенной ступени все это необходимо,​ ведь то, что не затрагивает человека,​ не касается его лично, не может привлечь его и стать объектом его почитания. Эту мысль можно найти в том или ином виде у таких корифеев немецкой философии религии,​ как Раувенгоф и Геффдинг. ​+Эти взгляды Кинаст развивает применительно к проблеме религиозного чувства. Он критикует «теологию чувства» за ее односторонность,​ абстрактность и субъективизм. Он выступает за целостный анализ феномена религии и выдвигает в качестве одного из фундаментальных положений идею о том, что в религиозном процессе задействованы различные душевные функции человека (чувство,​ воля, мысль),​ которые сами находятся в развитии и не могут рассматриваться изолированно друг от друга [1: 34 – 35, 167, 174]. Религия,​ особенно в форме чувств,​ суть постоянные переходы,​ становление,​ преодоление,​ иными словами,​ процесс [1: 136-137]. Религиозное чувство также развивается,​ оно не представляет собой чего-то завершенного. Здесь нельзя ограничиваться категориями «удовольствие» и «неудовольствие». Эмоциональная сторона религии складывается из целого ряда оттенков,​ среди которых есть и ощущение привязанности,​ зависимости,​ и боязнь,​ и чувство долга перед превосходящей человека силой. С другой стороны,​ подчеркивает Кинаст,​ особенно на ранних ступенях,​ в религии особенную роль играет чувство самолюбие и личные интересы человека [1: 125]. До Кинаста ​схожие идеи развивал Тейхмюллер,​ чья философская доктрина была широко известна на рубеже XIX-XX веков. Тейхмюллер,​ как и Кинаст,​ при этом полагает,​ что впоследствии чувство будет принимать иные формы: религиозное развитие только начинается с интересов человека и его проблем,​ но никак не ограничивается ими. Собственные интересы и личная зависимость суть самое элементарное содержание религиозных чувств [1: 136]. Однако – это подчеркивают и другие представители немецкой философской и психологической мысли – на определенной ступени все это необходимо,​ ведь то, что не затрагивает человека,​ не касается его лично, не может привлечь его и стать объектом его почитания. Эту мысль можно найти в том или ином виде у таких корифеев немецкой философии религии,​ как Раувенгоф и Геффдинг. ​
  
 Есть еще одно важное психологическое понятие,​ о котором говорит Кинаст,​ - это понятие «Trieb». На русский язык можно перевести как склонность или побуждение. Иногда в философской литературе оно интерпретируется как порыв, а в психоаналитической - как влечение. У Кинаста речь идет о побуждении к религии,​ о своего рода религиозной потребности,​ которую мыслитель интерпретирует как стремление к саморазвитию,​ к самосовершенствованию,​ к преодолению внешних противоречий [1: 106, 180]. Это понятие встречалось в психологических исследованиях религии и ранее: его можно зафиксировать уже у Гербарта. У Кинаста оно выступает в качестве обозначения для импульса религиозного развития,​ которое находит различные выражения в разных исторических формах религий. ​ Есть еще одно важное психологическое понятие,​ о котором говорит Кинаст,​ - это понятие «Trieb». На русский язык можно перевести как склонность или побуждение. Иногда в философской литературе оно интерпретируется как порыв, а в психоаналитической - как влечение. У Кинаста речь идет о побуждении к религии,​ о своего рода религиозной потребности,​ которую мыслитель интерпретирует как стремление к саморазвитию,​ к самосовершенствованию,​ к преодолению внешних противоречий [1: 106, 180]. Это понятие встречалось в психологических исследованиях религии и ранее: его можно зафиксировать уже у Гербарта. У Кинаста оно выступает в качестве обозначения для импульса религиозного развития,​ которое находит различные выражения в разных исторических формах религий. ​
  
-Исследований,​ в которых бы рассматривалась концепция Кинаста,​ на русском языке нет. В западной литературе он иногда цитируется как один из родоначальников психологии религии. Одним из первых во втором издании своей работы «Самостоятельность (или самодостаточность – «die Selbständigkeit») религии» его процитировал Эрнст Трельч,​ с которым Эрих Кинаст имел близкое общение на протяжении долгого времени. ​+Исследований,​ в которых бы рассматривалась концепция Кинаста,​ на русском языке нет. В западной литературе он иногда цитируется как один из родоначальников психологии религии. Одним из первых во втором издании своей работы «Самостоятельность (или самодостаточность – «die Selbständigkeit») религии» его ​труд ​процитировал Эрнст Трельч,​ с которым Эрих Кинаст имел близкое общение на протяжении долгого времени. ​
  
 ====== Основные сочинения ====== ====== Основные сочинения ======